ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Книги

Статьи

Диссертации

Конференции














БОГОПОЗНАНИЕ КАК СОУЧАСТИЕ В ЛЮБВИ И СТРАХЕ БОЖИЕМ
(по посланиям св. апостола Павла)

Диакон Михаил Берницев

testΓνωσις, по-гречески, - знание, ведение, понимание, разумение; у апостола Павла – это знание Божественных Таин и соучастие в них. В своих посланиях апостол Павел провозглашает себя истинным соучастником Божественного γνωσις(а), в согласии с которым должны измерять степень своей христианской жизни все верующие. «Подражайте мне, как я Христу», - призывает он в своем послании коринфян (1 Кор. 4,16). Как апостол Иисуса Христа, апостол Павел является носителем Его премудрости и знания, а его послания – свидетельство об этом знании, преломляющееся в неисчерпаемую любовь. «Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп.1,8-9). Это знание не ограничивается только знанием Бога, Божественных Тайн искупления, глубоко осмысленным видением христианской жизни во всей ее полноте. Γνωσις обращает себя и на богословские, и на нравственные и на литургические вопросы. Но не это главное. Γνωσις - это новая жизнь во Христе, освященная Его мудростью, Его любовью, Его богочеловеческой жизнью.

Подробнее



БОГОСЛОВИЕ СВ. ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА
И V ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Леванов Е. Э.

testДеятельность святого императора касалась всех сторон богословия. Вклад в догматику он внес своими богословскими трудами; в литургике он ввел песнопение “Единородный Сыне...”. В области храмостроительства достаточно назвать по сути дела заново отстроенный после пожара Софийский собор, ставший на многие века примером для подражания мусульманам, которые копировали с него свои мечети. Даже военная деятельность св. императора Юстиниана имела непосредственное отношение к православному богословию: разгромив Готское и Вандальское королевства, где государственной религией было арианство, он уничтожил последние оплоты этой ереси, которая вскоре сошла на нет. Таким на первый взгляд не типичным для богослова методом, Юстиниан завершил дела св. Афанасия и Великих Капподокийцев. Так полководец Велизарий своими победами в Италии и Латинской Африке внес не меньший вклад в богословие св. Юстиниана, чем Леонтий Византийский - применением термина “Воипостасность”

Подробнее



К ВОПРОСУ О СВЯЗИ БОГОСЛОВСКИХ, ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
И СТИЛИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ТРОИЧНОЙ ИКОНОГРАФИИ

Игумен Александр (Федоров)

testВряд ли мне удастся сказать что-то новое. Все собравшиеся здесь хорошо осведомлены о многих фактах, которые мною будут упоминаться. Но мне бы хотелось продолжить линию, которую заочно начал прот. Николай Озолин своим докладом – апологию иконы Святой Троицы, существующую у нас на основе иконографии «Гостеприимство Авраамово».

Для того, чтобы поразмышлять на эту тему, думаю предложить несколько позиций, подчеркивающих особый характер этой иконы и ее центральное значение по отношению к другим возможным вариантам иконографии Святой Троицы или невозможным... Итак, позиции следующие.

Подробнее



БОГОСЛОВИЕ ОБРАЗА
КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СИНОНИМИЧНОСТИ СЛОВ
«ПРАВОСЛАВИЕ» И «ЦЕРКОВЬ»

Игумен Александр (Федоров)

testТо, что будет сказано, является некоторой информацией к размышлению. Мы, на мой взгляд, не до конца используем очень глубокий и мощный потенциал, который заключает в себе апологетический аспект церковного искусства во всей его полноте. Говорим всегда уже о последствиях искажения богословия, отражённых в том или ином характере проявления церковного искусства. Но дело состоит в том, что можно идти и обратным путем. Можно все наличие художественного материала из наследия мировой христианской культуры использовать как своего рода индикатор, который мог бы нам что-то указать и о чем-то заставить задуматься. В связи с этим хотелось бы сказать о вещах достаточно очевидных и ясных, рассчитывая не на оригинальность сказанного, а на то, что эти вещи окажутся соединенными вместе.

Подробнее



ПОНЯТИЕ КАНОНА
В СОВРЕМЕННОЙ ИКОНОПИСИ И ХРИСТИАНСКОМ ИСКУССТВЕ

Давидова М., Шлычкова Е.

testГлавной профессиональной задачей современного иконописца при создании новых произведений церковного искусства является выбор прототипа будущей работы. Выбор художественного ориентира может ограничиваться вопросом стилизации (например, частичное подражание – подражание в некоторых деталях – греко-балканским памятникам XIV в. или образцам живописи польско-украинского барокко и т. д.). Возможно и точное следование оригиналу, когда современный художник стремится к созданию копии известной чудотворной иконы или иного произведения древнего или близкого нам по времени церковного искусства. Третий путь создания иконописного образа, когда художник, имея перед собой образец и работая в рамках канона, пишет новое произведение, не отступая от соборного опыта Церкви, доступен не всем современным иконописцам.

Подробнее




ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ