ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Книги

Статьи

Диссертации

Конференции













ЦЕРКОВНОЕ ШИТЬЁ:
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Работа выполнена на кафедре русского искусства Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина».

Научный руководитель: кандидат богословия, кандидат архитектуры, доцент, профессор игумен Александр (Фёдоров).

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Нонна Александровна Яковлева, кандидат искусствоведения Светлана Евгеньевна Большакова.

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица.
Защита состоялась 19 декабря 2007 года на заседании Диссертационного совета Д 212.199.11 Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 6).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 5.

Учёный секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения М.В.Кузмичёва.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Церковное шитьё – уникальный и специфический вид искусства с тысячелетней историей. Привнесённое в Киевскую Русь в Х веке из Византии практически сразу после Крещения, через короткое время оно достигло необычайного расцвета и стало известно своей красотой и изысканностью не только в своей стране, но и за её границами. Церковным шитьём, лицевым (1) и орнаментальным (2), вплоть до конца XVII века, занимались в крупных мастерских-светлицах княжеских и боярских домов. В начале XVIII века лицевое шитьё практически сошло на нет. Орнаментальное стало быстро обмирщаться и к концу XIX века пришло в упадок. В начале ХХ века предпринимались попытки возродить искусство церковного шитья, но в связи с богоборческой катастрофой, обрушившейся на Православие, данный процесс прекратился, и этот вид церковного искусства совсем исчез.

В конце 70-х годов ХХ века были выполнены первые единичные работы церковного шитья. В последующие 15 лет происходило накопление теоретических и практических знаний. В Русской Православной Церкви потребность в этом виде искусства нарастала. К концу 1990-х годов появилась возможность формирования первых мастерских.

Современное церковное шитьё заслуживает внимание исследователей, так как уже имеет конкретные результаты в виде активно работающих творческих коллективов и некоторого количества предметов церковного шитья высокохудожественной ценности.

Актуальность исследования. Церковное шитьё является неотъемлемой частью русского искусства. Оно находится в каждом действующем православном храме в виде богослужебных предметов, облачений, деталей интерьера и существует как во взаимодействии с другими составляющими храмового пространства, так и в виде самостоятельных объектов. Его присутствие важно для создания гармонии богослужения, молитвенного настроения. Восстановление храмов требует возрождения и церковного шитья. Потребность комплексного исследования истории и теории церковной вышивки назрела именно в настоящий момент, когда накоплен определённый опыт, сделаны первые ошибки, идёт период их осмысления и выбор приоритетов и направления дальнейшего развития.

Степень научной разработанности темы. История исследования искусства церковного шитья насчитывает около 150 лет. Расположив литературу в хронологическом порядке, можно выделить четыре исторических этапа направленности её тематики к конкретным проблемам и вопросам в определённые периоды времени.

Первый период изучения памятников церковного текстиля – с середины XIX века (3) до 20-х годов ХХ века. Он характеризуется возрастающим с годами количеством фотофиксаций и публикаций отдельных памятников, хранящихся в ризницах (4) монастырей, храмов и в частных коллекциях. Исследования этих лет связаны с именами таких учёных как И.М.Щёкотов, А.И.Одобеско, П.И.Савваитов, В.К.Клейн, В.Т.Георгиевский, фотографов: И.Ф.Барщевский, С.М.Прокудин-Горский.

Второй период – с начала 20-х до 80-х годов ХХ века в основном был посвящён изучению и описанию материалов и техники древнерусского шитья. Статьи Н.П.Шабельской, Т.Н.Александровой-Дольник, Е.В.Калининой, Е.Э.Кнац и сегодня не потеряли своей актуальности, по ним современные мастерицы учатся.

Третий период –– с начала 80-х до конца XX века главным образом касался проблем общего пути развития древнерусского шитья, выделения его художественных направлений в разное время. Было опубликовано много статей, посвящённых атрибуции отдельных памятников и проблемам реставрации. Их авторы: хранители СПМ Т.В.Николаева и Т.Н.Манушина, ведущий научный сотрудник ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря А.В.Силкин, хранитель ГРМ Л.Д.Лихачёва и другие. Неоценим вклад Н.А.Маясовой, работавшей в СПМ и ГММК. Её многочисленные научные работы составляют золотой фонд исследовательской литературы о древнерусском шитье.

Необходимо отметить узкую направленность публикаций в три описанных выше периода. Их объектами были исключительно памятники древнерусского шитья, произведениям XVIII–XIX веков внимания не уделялось. Лицевое шитьё определялось в исследованиях как вид изобразительного, а орнаментальное – как вид декоративно-прикладного искусства. Церковное шитьё не считалось профессиональным искусством.

Четвёртый период – с начала XXI века до настоящего времени характеризуется, с одной стороны, выходом в свет фундаментальных итоговых исследований по некоторым основным вопросам изучения церковного шитья, а с другой, углублённым изучением конкретных памятников. Публикуются статьи с подробными характеристиками отдельных произведений, каталоги коллекций древнерусского шитья провинциальных музеев. Переиздаются малодоступные материалы по истории и технике древнерусского шитья.

Сами вышивальщицы, имея неудовлетворённость в доступных материалах необходимых для работы стали издавать собственные журналы и сборники. С 2003 года – Золотошвейная мастерская «Убрус» (СПб) издаёт периодический журнал с одноимённым названием. С 2005 года мастерской Благотворительного фонда возрождения традиций древнерусского шитья «Покров» издаётся сборник «Покров». Современные мастерицы используют новые электронные технологии. Они настолько быстро вписались в разряд источников, что уже трудно представить без них существование мастерских. Это Web-сайты, форумы и другие компоненты сети Интернет, компьютерные носители: CD и DWD. Эти средства дают возможность знакомства и выбора подходящих исторических, богословских и искусствоведческих источников при проектировании предметов церковного текстиля.

Обзор литературы позволяет сделать вывод о накоплении определённого количества информации по истории церковного шитья. Однако этот материал не даёт всеобъемлющего представления о данном виде искусства. Необходимость восполнить пробелы определила главные цели и задачи данной диссертационной работы.

Объект исследования – русское церковное шитьё Православной Церкви.

Предмет исследования – традиции русского церковного шитья, его исторические, богословские, художественные и технологические особенности.

Цель работы – представить и проанализировать процесс возрождения церковного шитья, оценить перспективы его развития.

Задачи исследования.

1. Уточнение основных понятий и терминов церковного шитья.

2. Выявление нюансов специфичности церковного шитья.

3. Изложение богословского обоснования существования вышивки в Церкви.

4. Краткое изложение основных этапов формирования и развития традиции церковного шитья в России.

5. Раскрытие материаловедческих и технологических основ церковного шитья.

6. Описание процесса возникновения современного шитья, его источников, условий существования, проблем, основных тенденций и направлений развития.

7. Выделение типичных художественных и технических особенностей современного шитья.

8. Краткая характеристика творчества наиболее известных современных мастерских и мастериц.

9. Выявление высокохудожественных произведений современного церковного шитья.

Методы исследования. В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации. Он включает в себя:

*герменевтический метод – позволяющий разъяснить и уточнить специальные профессиональные формулировки терминов и понятий,

*историко-описательный метод – использующий историческую, искусствоведческую и богословскую литературу, опубликованные церковные документы, программы конференций и выставок церковного искусства, учебные планы мастерских; материалы, полученные в результате посещения автором мастерских и мастериц, опросов и бесед;

*художественно-стилистический метод – применяющийся для анализа произведений церковного шитья;

*персонологический метод – употребляющийся при описании творческих биографий современных мастериц;

*практический – основанный на личном опыте автора, обучавшейся в одной из учебных мастерских церковного шитья Санкт-Петербурга и участвующей в создании предметов для Церкви, как в составе мастерских, так и самостоятельно.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Церковное шитьё – уникальный и специфический вид церковного искусства.

2. Современное церковное шитьё – продолжение и развитие традиций, выработанных в Русской Православной Церкви в течении X–XX веков.

3. Выявление и исследование высокохудожественных произведений современного церковного шитья – этапы повышения его значимости в богослужебной практике Русской Православной Церкви и возвращения ему подобающего места в ряду церковных искусств.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она будет способствовать повышению статуса церковного шитья в современном храмостроительстве, более глубокому осмыслению его роли в православном богослужении, определению его места в синтезе церковных искусств. Собранные и систематизированные материалы работы перспективны для дальнейших богословских, исторических и искусствоведческих изысканий, посвящённых церковному шитью.

Практическая значимость диссертации:

*выводы и заключения могут использоваться в обобщающих трудах, посвящённых церковному искусству и его отдельным видам;

*основные положения могут быть применены в различных образовательных программах, в том числе по истории древнерусского, русского и церковного искусства, светских и духовных учебных заведений, учебных мастерских, курсов церковного шитья;

*материалы из истории современного шитья будут полезны в процессе организации творческой деятельности новых мастерских и мастериц;

*иллюстративный материал послужит исходной базой для иконописцев и художников, сотрудничающих с мастерскими и мастерицами церковного шитья;

*характеристики анализируемых предметов позволят в будущем атрибутировать произведения церковного шитья рубежа XX–XXI веков.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в научной деятельности искусствоведов, историков, богословов, священнослужителей. Музейным сотрудникам они будут полезны при организации постоянных экспозиций и временных выставок, посвящённых церковному искусству, при приобретении новых высокохудожественных произведений для коллекций, при составлении каталогов, буклетов, альбомов.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

*на VIII семинаре-выставке по церковному шитью «20 лет возрождения церковного шитья», проведённом Кафедрой церковного шитья Факультета церковных художеств ПСТБИ, в 2003 году в Москве;

*на двух православных выставках-конференциях «Традиции и тенденции современного церковного лицевого и золотного шитья» в Музее ДПНИ в 2004 и 2006 годах в Москве;

*на четырёх конференциях «Традиции древнерусского шитья и современное образование», проводимых в рамках ежегодных Покровских чтений Межвузовской ассоциации «Покров», в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах в Санкт-Петербурге.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования гарантирована обширностью собранного материала, его анализом, проведённым в соответствии с выбранными методами исследования, а также использованием его результатов в процессе научно-исследовательской и практической деятельности диссертанта.

Структура и объём исследования.

Диссертация представлена в двух томах общим объёмом 586 страниц. Первый том содержит теоретический материал: введение, две части (5 глав), заключение, библиографию, словарь специальных терминов, список иллюстраций. Второй том включает приложения: схемы (106 рисунков и фотографий), иллюстрации (660 фотографий), словарь предметов церковного шитья, список исследованных мастерских и мастериц, каталог вышивальщиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Введение состоит из трёх частей. В первой обосновываются выбор темы исследования, её актуальность и научная новизна; определяются цель, задачи и методы работы, степень научной разработанности вопроса. Во второй части даются основные понятия и определения церковного шитья (5). Фиксируется специфичность церковной вышивки, её отличия от светской и народной. В третьей части представлен библиографический обзор.

Часть I.

«Богословские, исторические и технические основы церковного шитья».

Глава 1 «Истоки и богословие церковного шитья» кратко описывает возникновение одного из самых древних ремёсел – вышивки, её распространение и развитие в древних государствах мира, библейские свидетельства богооткровенного происхождения традиции именно ей украшать богослужебные ткани. Об этом говорит Священное Писание: Господь «исполнил мудростью сердце... вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани и ткачей, составляющих искусные ткани» (Исх. 35.35). Первые известные вышитые предметы храмовых облачений были выполнены для ветхозаветной Скинии, а первыми вышитыми деталями стали изображения херувимов. «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26. 31-33). Позже, когда был построен храм в Иерусалиме, ткань и вышивку для него создавали специально избранные женщины. Выросшая в нём Пречистая Дева Мария была в их числе. Во время исполнения ею этого послушания произошло Благовещение Пресвятой Богородице.

Ветхозаветная традиция украшать вышивкой ткани, предназначенные для храма и богослужений, перешла в Церковь Нового Завета, которая с самого начала своего существования пользовалась этим искусством в своём богослужебном обиходе. Церковное шитьё родилось одновременно с Церковью. Прообразом и первоисточником иконографии его изображений стали подлинные ткани с нерукотворными образами Лика и Тела Господа Иисуса Христа.

Небесные покровители церковных вышивальщиц – Пресвятая Богородица и святые – великомученик Димитрий Солунский (6), Ульяния Осорьина (7), благоверные княгини Феврония Муромская (8), София Суздальская (9), царственные страстотерпцы императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Глава 2 «История формирования и историческое бытие церковного шитья в России» описывает предпосылки и источники, основные этапы развития этого искусства с Х вплоть до начала ХХ века. Глава заканчивается перечислением наиболее известных собраний церковного шитья государственных музеев России.

Предпосылки и источники. Суровый российский климат, требующий большого количества одежд и покрывал, благоприятные условия для выращивания льна, его длительная, вписывающаяся в годовой сельскохозяйственный круг, обработка, стремление православного народа к красоте стали условиями для расцвета искусства вышивания. Практически все предметы домашнего текстиля украшались искусными женскими руками.

Принятие Киевской Русью в 988 году христианства вызвало формирование и расцвет неизвестных в языческое время искусств – церковной архитектуры, иконописи, духовного пения и церковного шитья. Первые византийские священники привезли с собой святые реликвии и драгоценную утварь, богослужебные книги, иконы, сосуды, облачения. Художественный опыт и знания технических приёмов, накопленные Русью в течение всего дохристианского периода, стали благоприятной почвой для развития нового вида вышивки – церковного шитья.

X–XIII века. В самое короткое время после Крещения Руси, сначала в Киеве и Новгороде, а затем и в других русских городах, в домах очень состоятельных семейств стали заниматься изготовлением богослужебного текстиля. Если орнаментальная народная вышивка была доступна всем, то особо дорогим церковным шитьём могли заниматься только в зажиточных семьях и в некоторых женских монастырях, насельницами которых становились вдовы и дочери великокняжеских родов (10).

Широкого распространения церковное шитьё не имело. О редкости его поступлений можно судить по монастырским Вкладным книгам. (11) Это объяснялось чрезвычайно высокой стоимостью материалов и труда иконописцев, красильщиков, вышивальщиц, ювелиров. Шёлковые ткани и нити, золотые и серебряные канительные материалы, драгоценные камни, жемчуг вплоть до конца XVII века были привозными.

XIV–XVII века. Период расцвета церковного шитья приходится на конец XIII–XVI века. Произведения этого времени аскетичны, идейно сконцентрированы, ясны по содержанию. (12) «Древнерусскому искусству лучшего времени были присущи чрезвычайная сдержанность в орнаменте, лаконичная простота форм и выдающийся конструктивный смысл». (13)

Ведущее положение среди вышивальных мастерских с конца XV века занимали московские великокняжеские светлицы, получившие с середины XVI века название царицыных светличных палат. В них сосредоточивались самые лучшие мастера, художники-иконописцы и специально обученные вышивальщицы. (14)

Царицы и великие княгини сами занимались светлицами. В XVI веке – Соломония Сабурова и Елена Глинская, супруги Василия III, затем жена Иоанна Грозного Анастасия Романовна. В начале XVII века – супруга царя Бориса Годунова Мария и царевна Ксения. С 1613 года – мать царя Михаила Фёдоровича Романова инокиня Марфа, позже – его жена Евдокия Лукьяновна, а с 1676 года его дочь царевна Татьяна Михайловна. Позднее мастерские возглавила Мария Ильинична, супруга царя Алексея Михайловича. Штат кремлёвских светлиц постоянно увеличивался. (15) «Мужнии жены и вдовы и девицы честных и средних чинов дворцовых людей, которые делают и шьют золотом, и серебром, и шелками…». (16) Славились мастерские Ефросинии Старицкой и именитых людей Строгановых.

Сложное занятие вышивальщиц было близко по своей сути к почитаемой за святую работе иконописца. Канонические требования, предъявляемые к творчеству и жизни тех и других, были одинаковыми. Вышивание, как и иконописание, являлось делом соборным.

XVIII–XIX века. Перемены конца XVII века связанные с царствованием императора Петра I повлекли за собой трансформацию приоритетов в домостроительстве Церкви. Эстетика претендовала стать главным критерием церковного искусства. Огромное влияние на него оказывали сменяющие друг друга западноевропейские художественные стили, ярко представленные в строящихся в это время храмах, соборах и монастырях. Архитектура дворцов, государственных учреждений, военных и учебных заведений, в которых повсеместно устраивались домовые церкви, несомненно, влияла и на стиль предназначенного для них церковного текстиля.

В первой половине XVIII века яркое и сильное декоративное начало барочных интерьеров церквей предопределило характер декора облачений священнослужителей и богослужебной утвари. После окончания Отечественной войны 1812 года характер церковного текстиля изменился. Облачения и литургические комплекты эпохи классицизма становятся строгими, лаконичными, монументальными. Это время преобладания орнаментальной золотной вышивки.

Лицевое шитье как вид церковной вышивки быстро исчезло. Лики Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых выполнялись с помощью аппликации, папье-маше с последующей росписью масляными красками, причём использовался не иконописный метод изображения, а живописный. Выполненные новым способом лики теряли своё духоносное содержание, простоту, лаконизм, становились живоподобными. В тоже время происходит смена изобразительных приоритетов: композиционная замысловатость орнаментов и текстов всё более и более начинает преобладать над ликами или сюжетами.

Шитьё стало терять свою специфичность. Покровы, воздухи, покровцы этого времени композиционно напоминают скатерти и салфетки. Орнаменты для них создавали не иконописцы, а архитекторы и художники, в основном иностранцы неправославного исповедания.

В XVIII–XIX веках вклады в храмы, в отличие от времени Древней Руси, уже не были редкостью. Каждый считал за счастье принести в дом Божий свою лепту. Вышитую тканую утварь жертвовали теперь прихожане разных сословий. Церковные облачения часто украшали срезанные с ворота и обшлагов детали с золотным шитьём с пожертвованных придворных и военных мундиров.

В XIX веке материалы для церковного шитья стали имитационными, дешёвыми, промышленного производства. Вышивка превратилась в промысел. Стали применяться не свойственные древнему шитью материалы – нити мулине и синель, золотные сетки, техники – художественная гладь, вышивка крестом, аппликация; отделки – бахрома, кисти.

Святейший Синод предпринимал безуспешные попытки бороться с обмирщением церковных облачений. (17)

Начало XX века. На рубеже XIX–XX веков в церковных облачениях появились древнерусские и византийские мотивы. (18) Предпринимались попытки возродить лицевое шитьё мастерскими княгини М.К.Тенишевой и Марфо-Мариинской обители. Известны работы, выполненные в технике лицевого шитья, святых новомучениц: Государыни Императрицы Александры Фёдоровны и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. (19)

Коллекции русского церковного шитья. В начале ХХ века при многих епархиях России стали создаваться древлехранилища, ставшие впоследствии музеями. В них поступали и предметы церковного шитья. С 1918 года эти собрания пополнялись вещами из закрывающихся церквей и монастырей. Самые значительные фонды тканей имеющие церковное шитьё – ГРМ, ГММК, ГИМ, СПМ и другие.

Глава 3 «Материалы и технология церковного шитья» подробно описывает традиционный процесс изготовления предметов церковного шитья, происхождение, способы добычи и обработка материалов, пути их поступления в Россию.

Идея, проект. Предметы создавались молитвенным сотворчеством иконописцев и мастериц. Особенностью работы над эскизом является главенство символической богословской идеи над эстетикой.

Инструменты. Пяльцы, иглы, витейки (веретенца), ножницы, напёрсток, шильце, воск, пинцет.

Материалы и техники. В церковном шитье Древней Руси использовались только долговечные драгоценные материалы и специфические трудоёмкие техники, обусловленные свойствами материалов. (20)

Материалы: нити: шёлковые, льняные; ткани: шёлковые, металлизированные льняные, шерстяные, смесовые; красители: минеральные и органические; канительные материалы: металлические и нити с металлами, канитель, (21) блёстки; ювелирные изделия: пластины, фольга, пуговицы; минералы: жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни; стеклянные изделия: стразы; бисер, стеклярус; басонные изделия: шнуры, тесьма, бахрома, кисти.

Подготовительные работы. Разнообразие цветов и фактур материалов, используемых в церковном шитье, достигалось их предварительной обработкой перед шитьём.

Вышивание и сборка. Описывает нюансы вышивания и заключительные этапы изготовления предметов церковного шитья.

Часть II.

«Возрождение традиций церковного шитья в России на рубеже XX–XXI веков».

Глава 4 «Современное церковное шитьё» рассматривает этапы возрождения традиций, его особенности и проблемы, основы развития.

Основные этапы и особенности возрождения. Первые работы современных вышивальщиц датируются концом 1970-х годов. С середины 1980-х, в связи с возвращением Русской Православной Церкви храмов и монастырей, потребность в богослужебной тканой утвари и священнических облачениях возрастала. Всё больше воцерковляющихся женщин стали проявлять интерес к церковным искусствам: иконописи, пению и шитью. Современное поколение вышивальщиц сумело довести своё мастерство до уровня сложного профессионального искусства без явной преемственности, только на основе доступных памятников и публикаций искусствоведов и реставраторов.

Источники. Первые мастерицы осваивали забытое ремесло самостоятельно. Они находили и изучали литературу, посвящённую церковному шитью, альбомы А.Н.Свирина, (22) Н.А.Маясовой (23) и Т.Н.Манушиной. (24) Московские и петербургские вышивальщицы знакомились в библиотеках с обстоятельными статьями по технике лицевого и золотного шитья, опубликованными в 1920-е годы.

Первые работы выполнялись методом проб и ошибок. Некоторые мастерицы ездили в Торжковское художественное училище золотого шитья № 56 для получения консультаций по технике орнаментального шитья. Неоценимую помощь оказывали музейные реставраторы, имеющие возможности изучать лицевую и изнаночную стороны церковных предметов, а значит, могли восстанавливать последовательность и специфику выполнения швов.

Материалы поначалу представляли серьёзную проблему. Если шёлковые ткани и нити, бисер были в продаже, то золотные нити, канительные материалы отсутствовали. Выходили из положения спарывая их с предметов XIX века. С появлением в конце 1990-х годов в Москве нескольких специализированных магазинов эта проблема была решена.

Формирование систем обучения. Первые курсы были открыты в Москве в 1985 году. 18 человек, занимавшихся в студии вышивки Школы ремёсел при Музее ДПНИ, решили изучать церковное шитьё. Н.П.Божьева, (25) провела экспериментальный 2-х годичный курс. В программу входили различные техники золотного шитья. Выпускники – И.А.Кеслер, Г.Г.Насибулов, Е.М.Самарина, М.И.Ушакова и другие в настоящее время занимаются церковным шитьём, преподают в учебных заведениях, на курсах, некоторые открыли свои мастерские.

В 1990–1993 годах в Москве существовало общество возрождения церковных искусств «Изограф». В него входили и вышивальщицы: Н.А.Волгина, Е.Ермилова, Н.Карпович, К.Покровская, М.Сидоренко, В.Е.Яковлева и другие. Ежемесячно проводились однодневные семинары по технике вышивки.

В Санкт-Петербурге первые курсы церковной вышивки были организованы в 1998 году В.Б.Казариной при Православном центре Свято-Исидоровской церкви. Позже появились курсы церковного шитья и в других городах.

Первые опыты совместной работы. В 90-х годах ХХ века в Церкви возникла потребность в монументальных работах: Плащаницах, хоругвях, архиерейских и иерейских облачениях. Их невозможно выполнить одной мастерице. Тогда отдельные вышивальщицы знакомились друг с другом и организовывались во временные мастерские. Таким образом были созданы три самые известные монументальные работы. Первая – Господская Плащаница, вышитая в 1993 году петербургскими мастерицами во главе с В.Б.Казариной и Н.В.Каменской. Вторая – покров на раку Святителя Николая Мирликийского Чудотворца для базилики Святителя Николая в городе Бари (Италия), вышитый в 1998-99 годах группой московских вышивальщиц: М.И.Ушаковой, Е.Мангушевой, Е.О.Приходовой, Е.М.Самариной, И.Э.Староверовой. Третья – полный комплект облачения (26) Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для праздничного богослужения Рождества Христова в Вифлееме 2000 года, выполненный по образцу XV века, хранящемуся в Оружейной Палате – облачению митрополита Фотия (27). В работе над ним участвовало более ста вышивальщиц Москвы и Подмосковья.

Научно-практические конференции. С 1996 года в Москве на Кафедре церковного шитья ПСТБИ проводились раз в год однодневные семинары, посвященные технике. Круг посещающих их вышивальщиц постепенно расширялся. Вскоре появилась необходимость рассматривать теоретические и исторические аспекты. 28–30 января 2003 года на базе ПСТБИ, в рамках ежегодных Рождественских Чтений, был проведён уже VIII семинар-выставка, впервые открытый для широкой публики и выявивший большой интерес к возрождению церковного шитья. Его посетило около 200 человек. С 2004 года семинар организовывался Кафедрой шитья ПСТГУ совместно с ВПК «Со-действие» и Музеем ДПНИ и был переименован в Ежегодную православную выставку-конференцию «Традиции и тенденции современного церковного лицевого и золотного шитья». Следующие конференции прошли в 2005 и 2006 годах.

В Санкт-Петербурге в рамках ежегодных Покровских чтений Межвузовской ассоциации «Покров» с осени 2004 года проводятся научно-практические конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование». Они прошли также в 2005, 2006 и 2007 годах. Организатор – мастерская Благотворительного фонда возрождения традиций древнерусского шитья «Покров».

В конференциях принимают участие: преподаватели МДА, ПСТГУ, художественных вузов Москвы и Санкт-Петербурга; научные сотрудники музеев и вузов; руководители мастерских и курсов; вышивальщицы.

Тематика научных докладов и сообщений (28) конференций: богословские вопросы церковного шитья, история церковного шитья, проблемы использования материалов, техника лицевого и золотного шитья, вопросы технологии изготовления предметов и облачений, задачи церковного поновления и музейной реставрации, опыт работы мастерских, представление программ и методик обучения церковной вышивке, презентации книг и статей.

Кроме этого проводятся мастер-классы по технике шитья и технологии изготовления богослужебных предметов и облачений.

На выставках обычно экспонируется несколько десятков новых, только, что законченных работ.

Конференции способствуют привлечению интереса духовенства к этой области церковного искусства как к неотъемлемой части богослужения и оформления храмового пространства. Расширяются возможности консультаций с богословами, реставраторами, исследователями шитья, другими специалистами, особенно полезными вышивальщицам из провинции. Встречи мастериц друг с другом стимулируют и вдохновляют на новые проекты. Вышивальщицы обмениваются опытом, осваивают новые композиционные приёмы и сложные техники, знакомятся с оригинальными техническими решениями. Всё это содействует развитию и распространению искусства шитья.

Выставки современного шитья. Самое первое экспонирование работ 15 московских мастериц церковного шитья прошло в рамках выставки «Современная икона» в здании бывшего Знаменского собора в апреле–мае 1989 года.

Ежегодно, начиная со второй половины 90-х годов, в Москве экспонируются дипломные работы выпускников: в сентябре – Курсов лицевой и золотной вышивки Школы ремёсел Музея ДПНИ, а в декабре – ПСТГУ.

Летом 2002 года в Тихвинском историко-мемориальном художественном музее прошла выставка «Рукотворное чудо». Большую часть экспозиции занимали работы мастерской «Убрус» (СПб).

В апреле–мае 2006 года в Твери в Музейно-выставочном центре на выставке «Тверское храмовое искусство» было представлено несколько десятков произведений, в том числе Авторской студии Н.М.Новожиловой «Светлица», мастерской храма Апостолов Петра и Павла из посёлка Селижарово и других. Там же в ноябре 2006 года прошла юбилейная выставка, посвященная 10-летию работы студии «Светлица».

Работы учащихся Отделения лицевого шитья Иконописной Школы МДА (Сергиев Посад) были показаны на выставках 2006 года: «Искусство, рождённое в царицыной светлице» в Калининградской Государственной Художественной Галерее в мае–июне; «Преображение» в Ярославле в августе-сентябре и «Всякое дыхание…» в мемориальном музее-квартире писателя М.А.Булгакова в Москве в октябре.

В январе 2007 года в Санкт-Петербурге в Выставочном зале «Музейное агентство» Комитета по культуре Ленинградской области прошла выставка «Возвращение святынь на родину». Здесь экспонировались последние работы мастерской «Покров» (СПб), Кафедры церковного шитья ПСТГУ (Москва) и мастерской храма Апостолов Петра и Павла (Селижарово Тверской области).

Процессы развития современного церковного шитья похожи на время появления церковной вышивки на Руси в Х веке. Как тогда повсеместно строились храмы, так сегодня восстанавливаются старые и строятся новые. Как и тогда отсутствует преемственность, ощущается недостаток церковного текстиля, изготовление его нередко производится спешно, без должного благочестия. Поэтому вполне естественными являются проблемы, возникающие на современном этапе развития этого вида искусства, их преодоление приведёт к появлению новых высокохудожественных произведений.

Проблемы и основы развития.

Необходимость духовной цензуры. Церковное искусство с самого начала подчинялось выработанным веками правилам. Деятельность церковных художников контролировалась. В древности после написания иконы или вышивания лицевого изображения произведение представляли духовному лицу и именовали, то есть устанавливали соответствие изображения, только после этого надписывали. В настоящее время такой цензуры нет и организовать её пока не представляется возможным. Поэтому регулярные консультации мастерских с высокообразованными священниками чрезвычайно необходимы.

Признание вышивания церковным служением. Высокое предназначение церковного искусства налагает на мастериц строгие обязанности. Этот труд требует полной самоотдачи. Многие вышивальщицы убедились, что заниматься одновременно церковной и светской вышивкой для заработка практически невозможно. Многих мастериц, особенно в начале творческого пути, беспокоил вопрос авторства работ. Но по мере воцерковления, вхождения в христианскую жизнь, он отпадает сам собой. Вышивание в сопровождении молитвы – это акт сотворчества с Богом. (29) Занятия церковным шитьём следует считать служением в самом высоком смысле этого слова.

Определение места вышивки в современном храме. Церковный текстиль – органическая часть общего строя внутреннего убранства любой церкви. Значит, он должен находиться в иконографическом, стилевом, и цветовом соответствии с другими составляющими храмового пространства.

Точность формулирования художественных задач. В их решении мастерицы необходимо сотрудничать с иконописцами. Такое сотворчество существовало в древности. Половина успеха – хорошая прорись. Сложность и ответственность работы над проектами шитья современных изографов состоит в учёте специфики текстильных материалов, их пластичность, тонкостей изменения цвета от направления шитья, разнообразнейших фактур создаваемых техниками.

Недостаток профессионального художественного образования чаще всего выявляется в ошибках композиции и цветовом решении предметов.

Фрагментарность мышления, увлечённость самим процессом вышивания, отсутствие чувства меры – проблемы современных мастериц. Не находясь в соответствующей творческой среде, некоторые из них, создают вещи сами по себе красивые, но неорганичные в храме.

Целесообразность нахождения вышивки на том или ином предмете богослужения или облачения – вопрос, также требующий внимания.

Ясность и простота восприятия образов – один из основных критериев шитья. Современное шитьё, в отличие от древнего, тяготеет к разнообразию во всём, стремится к иллюзиям и эффектам. Часто возникающие колористические проблемы связаны с применением яркого электрического освещения храмов. Вышивка, выполненная из современных материалов, имеющих интенсивную окраску, часто смотрится в храме вызывающе.

Отношение к традиции. Это самая трудно решаемая проблема в настоящий момент, так как не всем вышивальщицам понятно какие традиции необходимо возрождать. Часть их считает, что все традиции хороши, часть отдаёт предпочтение традициям расцвета церковного шитья – древнерусским. Другие не следуют никаким обычаям, а занимаются самовыражением и изобретением собственных форм церковного текстиля, к счастью, таких единицы. Специфика деятельности мастерских позволяет увидеть в работах линию отношения к традициям, у большинства самостоятельных мастериц проследить её трудно.

Появился новый вид церковного текстиля – так называемые вышитые иконы. Традиции помещения церковного шитья в киоты не существовало. Отношение к текстилю было функциональное: вышивка должна быть мягкой и пластичной, покрывать, предохранять от внешних воздействий богослужебные сосуды и церковные предметы. Вся её красота проявляется в подвижности и трепетности ткани, тогда именно переливается шёлковое шитьё, отражают свет золотные материалы, мерцают драгоценные камни, сияет жемчуг. Находясь же на ровной жёсткой поверхности под стеклом, всё застывает, мертвеет.

Из древности известны вышитые походные иконостасы, сохраняющие сущность шитья, мягкость и подвижность основы, дыхание и осязаемую теплоту вышивки. Малые габариты и лёгкость позволяли использовать их в богослужениях во время дальних путешествий.

Трудность решения проблем отношения к традициям состоит в том, что древнего шитья осталось мало и оно практически недоступно. Отсутствие непосредственной преемственности от мастерицы к мастерице первоначально представляется негативным, так как утрачены многие технологические тонкости ремесла, но в тоже время даёт необычайную свободу, для того чтобы вернуться к древнерусским началам.

Взаимотношения с музеями. Коллекции шитья выставляются очень редко. Современным вышивальщицам они недоступны. Наладить контакты и организовать взаимовыгодное сотрудничество мастерских и музеев в вопросах реставрации и копирования не удаётся. Интерес к современному церковному шитью музеи не проявляют. В лучшем случае к нему относятся как к проявлению самобытного народного искусства.

Влияние современного искусства сказывается в неразборчивости в художественных предпочтениях, смешении модулей орнаментов разных культур, применении элементов массовой культуры (рекламы, дизайна и т.п.), использовании в церковном шитье не свойственных традициям материалов и техник (вышивание так называемых икон бисером и бусами, крестиком, вязание, гильоширование (30)).

Материалы. Многие мастерицы в начале своего творческого пути работали с недорогими искусственными материалами. Со временем выяснялись их многочисленные недостатки, их стали исключать из употребления, постепенно переходя к дорогим натуральным. Особенно это касается тканей. В настоящее время большой популярностью у вышивальщиц пользуются шёлковые и металлизированные ткани Государственной научно-реставрационной производственной мастерской «Старинные ткани» (31) (Москва), с 1999 года выпускающей орнаментированные ткани с христианской символикой. В современном шитье используются синтетические дублирующие материалы, придание жёсткости вышитым поверхностям с помощью реставрационной техники проклеивания. Эти приёмы ухудшают эстетические характеристики шитья.

Необходимость сохранения ручного труда. Вышивание руками, сопровождаемое молитвой, является непременным условием создания высокохудожественных произведений шитья для Церкви. В настоящий момент в развитии церковного шитья продолжается углубление в изучении традиций. Оно заключается в знакомстве с сохранившимися предметами церковного текстиля, выполнении копий, попыток создания традиционных предметов и стилизаций известных памятников. Понимание его специфичности, постоянная творческая связь с иконописцами, драгоценность как основное свойство, использование старинных технологий, способность учиться, соборность являются основами развития искусства церковного шитья.

Глава 5 «Мастерские и мастерицы рубежа ХХ–ХХI веков» даёт представление о творчестве церковных вышивальщиц, работающих в России, Белоруссии и Украине, канонической территории РПЦ, в 1996–2007 годах.

Мастерские и мастерицы. Общие черты.Приводит общие сведения о четырёх типах мастерских: учебных, монастырских и производственных ручной вышивки, монастырских и производственных машинной вышивки, условиях и методах работы, составе, формирующихся художественных стилях и направлениях развивающихся в мастерских церковного шитья. Также даёт обобщающий творческий портрет современной самостоятельно работающей мастерицы.

Описания мастерских. Представляет индивидуальные характеристики 26 коллективов в виде ответов на вопросы анкеты: исторические сведения о начале творческой и педагогической (32) деятельности, уровень профессиональной подготовки, прориси, ориентиры и художественные предпочтения, особенности, применяемые материалы и техники, особенности работ, представленных в данном исследовании.

Мастерицы. Знакомит с творчеством 13 мастериц. Критерии, по которым именно им было отдано предпочтение – церковность, сила воздействия образов, монументальность, изобразительная манера, следование определённой стилистике, оригинальность композиционных и технических решений.

Глава проиллюстрирована фотографиями (33) дающими представление о 370 произведениях современного церковного шитья. Для лучшего рассмотрения представлены увеличенные фрагменты, позволяющие увидеть специфику церковного шитья, применяемые художественные приёмы, свойства используемого приклада, высочайший уровень технического мастерства современных церковных мастериц.

Примечания:

1. Лицевое шитьё – священные изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов, событий из Священной и церковной истории, соответствующие догматико-каноническим и иконографическим требованиям, выполненные в особой технике ручной вышивки из специального приклада.

2. Орнаментальное церковное шитьё – композиции, состоящие из изобразительных элементов, обязательно имеющих символическое значение и происхождение из текстов Священного Писания и Священного Предания, выполненные в технике вышивки на предметах церковного текстиля.

3. Первая публикация – Тихонравов К.Н. Шитая пелена XV века в Суздальском Рождественском соборе. Известия ИАО. СПб., 1859. Т. 1. С. 212–214.

4. Ризница – хранилище священных сосудов, книг, одежд, и других предметов, необходимых для богослужений и различных треб.

5. Это вызвано тем, что в опубликованной специальной литературе, посвящённой церковному шитью, эти определения отсутствовали.

6. В житии этого святого есть эпизод, где он спасает двух вышивальщиц от гибели.

7. Местночтимая муромская святая.

8. В последние часы перед своим преставлением не оставившая вышивание: «..она же остаточное дело воздуха того святаго шияше, уже бо единого святого риз ещё не шив, лице же нашив; и преста, и вотче иглу свою в воздух, и преверте нитью, ею же шияше». (Повесть о Петре и Февронии Муромских. М., 1979. С. 221.)

9. Великая княгиня Соломония Сабурова.

10. Например, в конце XI века мастерскую в первом женском монастыре святого Андрея Первозванного возглавляла сестра Владимира Мономаха княжна Анна (Янка), которая, обучала девиц грамоте, ремеслам, пению и «швению».

11. Среди имён вкладчиков упоминаются исключительно высшие и состоятельные слои населения – цари, князья, бояре, духовенство, служилые и торговые люди.

12. Памятники шитья XI–конца XIV веков правильнее называть золотым шитьём, а начиная с XV века – золотным, так как с этого времени в употребление вместо чисто золотых входят позолоченные нити.

13. Щёкотов Н.М. Древнерусское шитьё // София. 1914, № 1. С. 6.

14. В 1480-х годах в письменных источниках упоминается о работах иконописцев круга Дионисия для кремлёвских мастерских.

15. Во второй половине XVII века работало более 80 вышивальщиц и учениц.

16. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI–XVII столетии. Домашний быт русских цариц в XVI столетии, в 2-х т., М., 1901, т.II.

17. Указ Святейшего Синода № 1644 от 19 октября 1754 года // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. IV. 1753 – 28 июня 1762 годов. СПб., 1912. С. 86.

18. Тогда же фабрики Московского Торгово-промышленного товарищества «П.И.Оловянишников с сыновьями», Алексеевых, Вишняковых, Шамшиных и К.В.Демидова предлагали в своих прейскурантах «изделия в византийском, греческом, русском, древнерусском, русском XIV века, XVI века Московского периода, XVII века, а также древнехристианском» стилях.

19. Несколько хоругвей и покрывало на аналой для храма святой Марии Магдалины в Дармштадте, вышивки для Фёдоровского Государева собора в Царском Селе, Дивеевского монастыря и другие, а также образы святых жён-мироносиц Марфы и Марии.

20. Вложенные в храмы и монастыри произведения, являлись воплощённой, осязаемой молитвой.

21. Канитель – тончайшая проволока, круто свитая на стержне, изготавливается разных видов и форм.

22. Свирин А.Е. Древнерусское шитье. М., 1963.

23. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

24. Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1983.

25. Преподаватель Художественного училища им. М.И.Калинина.

26. Саккос, большой омофор, малый омофор, палица, епитрахиль, поручи, пояс.

27. ОП. Инв. №12003.

28. Эти материалы были изданы: «Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью «20 лет возрождения церковного шитья» М.,2004; «Покров» СПб., Вып. № 1, 2005; № 2, 2006; № 3, 2007.

29. Именно поэтому с древности существует традиция неупоминания имён иконописцев и вышивальщиц.

30. Выжигания по синтетической ткани.

31. Создана в 1930-е годы. На сегодняшний день единственная в мире мастерская, восстановившая, в результате большой научной и творческой работы, и сохранившая технику ручного шелкоткачества XVII–XIX веков.

32. Для учебных мастерских.

33. Приложение 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные выводы настоящего исследования.
1. Церковное шитьё – уникальное, не имеющее широкого распространения, узкопрофессиональное искусство. Оно требует соответствующего дерзновения, теоретических и практических знаний, достаточного материального обеспечения.
2. Мастерские – совершенная форма организации вышивания для Церкви. С самого начала своего существования долгое время это искусство было соборным, групповым.
3. В настоящее время в европейской части России, в Белоруссии и на Украине работают около 40 сложившихся полноценных мастерских и около 200 самостоятельных вышивальщиц.
4. Лучшие мастерские: учебные – Отделение лицевого шитья Иконописной школы МДА (Сергиев Посад Московской области) и Отделение церковной вышивки ВПК «Со-действие» (Москва), монастырские ручной вышивки – Елецкого Свято-Успенского женского монастыря (Чернигов, Украина) и Свято-Елизаветинского женского монастыря (Минск, Белоруссия), производственная ручной вышивки – Н. и Н. Осиповых (Сергиев Посад Московской области), производственная машинной вышивки – «Аксамит» (Москва).
5. Созданные в наше время произведения церковного шитья сочетают в себе традиционные форму, духовное содержание, композиционный строй и современные черты: новые иконографические сюжеты, многообразие применяемых материалов и техник, эксперименты в стилистике, поиск новых художественных форм, расчёт на эстетическое восприятие.
6. Общая динамика возрождения и развития церковного шитья на рубеже XX–XXI веков свидетельствует о значительных перспективах этого вида искусства в ближайшем будущем.

Принятые сокращения

ГЭ – Государственный Эрмитаж.
ВПК «Со-действие» – Высшие православные курсы «Со-действие».
ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря.
ГИМ – Государственный Исторический музей.
ГММК – Государственные Музеи Московского Кремля.
ГРМ – Государственный Русский Музей.
МДА – Московская Духовная Академия.
Музей ДПНИ – Музей декоративно-прикладного и народного искусства.
ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (б. ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт).
РПЦ – Русская Православная Церковь.
СПб – Санкт-Петербург.
СПМ – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. ЦАК МДА – Церковно-археологический кабинет МДА

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Хребина Т.В. Направления и пути развития современного церковного шитья на примере мастерских. Место шитья в современном храме // Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью. – М., 2004. – С. 39–53.
2. Хребина Т.В. Особенности современного церковного шитья // Церковное искусство: модернизм и традиция. Материалы международной конференции 26–29 апреля 2004. – СПб., 2005. – С. 244–249.
3. Хребина Т.В. Современное церковное шитьё в России (Проблемы, тенденции и мастера) // Академия художеств и Православная церковь. – СПб., 2004. – С. 56–65.
4. Хребина Т.В. Особенности современных хоругвей // Виды и жанры в русском искусстве. – СПб., 2006. – С. 114–121.
5. Хребина Т.В. Драгоценность в церковном шитье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. № 18 (44), октябрь. – СПб., 2007. – С. 289–293.

Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ