Игумен Александр (Федоров)
Церковное искусство
как пространственно-изобразительный
комплекс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Церковное искусство в характере своего осмысления имеет некое подобие научному отношению к священным текстам, то есть имеет своего рода исагогику, экзегетику и герменевтику - иными словами, введение с рассмотрением условий, толкование и осознание закономерностей данной сферы. Это, конечно, неотъемлемая часть Священного Предания, а потому включённость в Предание предполагает и точное, выверенное отношение к вопросам теории образа, понимание пространства храма и достаточное представление обо всём комплексе искусства Церкви.
Рассмотренное несколько шире христианское искусство с основной его исследовательской базой - церковной археологией - сфера чрезвычайно обширная и разветвлённая. Проделанный здесь обзор основных её аспектов принципиально не может претендовать на всеохватность и завершённость. Затронутые в работе стороны данной науки примыкают к другим областям богословских и светских знаний. Но из церковных наук эта - самая овеществлённая и иллюстративная, проявляющая многое из других теоретических областей. Для светских наук и творческой деятельности эта сфера есть то первоначальное ядро, из которого вышли искусства. Сказанное налагает особую ответственность на тех, кто прикасается к церковно-археологической тематике, и особо на всех, кто приступает к церковным архитектурно-художественным делам практически.
История развития христианского искусства, анализ его типичных и конкретных форм многому учит без дополнительных слов. Хорошо бы нам извлекать эти уроки для себя и будущих поколений. Значение отечественного искусства, имевшего храм своим интегрирующим центром, не может не заставить нас вновь и вновь задумываться о России и месте в ней православной культуры не только в прошлом, но и в будущем.
Одна из важнейших практических задач - не разрывать связей многообразных областей христианского искусства, но продолжать возвращение к их прежней целостности, причём на всех уровнях: лично для каждого из нас, затем, в отдельных церковных и светских организациях, в том числе и учебных, наконец, в масштабах сотрудничества церковных и светских структур.
Важно формирование характера произведений всех видов церковного искусства и зодчества как соответствующих своему времени, но в лоне традиции. Это весьма “тонкая” задача, решение которой возможно не на кабинетном уровне и не в мастерских только, но при подлинной рецепции результатов деятельности мастеров всей Церковью - и священноначалием, и профессионалами, и народом.
Будем помнить, что искусство Церкви - это удивительно благоприятная среда для воцерковления и одухотворения жизни современных христиан, живущих в мире, даже и не именуемом христианским (или порой только именуемом), а также свидетельство о Полноте христианства, которая раскрывается не иначе, как в Православной Церкви, дарующей нам смысл бытия.