Игумен Александр (Федоров)
Церковное искусство
как пространственно-изобразительный
комплекс
ВВЕДЕНИЕ
Основным побудительным мотивом для написания предлагаемой работы является необходимость иметь то, что принято называть “введением” в предмет. Интерес к церковному искусству в его целостности пробудился давно, но если до ХХ столетия скорее проходил процесс формирования данной науки, обладавшей определенным единством в рамках, как правило, исследований, именовавшихся археологическими, то в ХХ веке произошло почти катастрофическое распадение рассматриваемого интегрального знания о предмете на множество самостоятельных дисциплин. Каждая из них обладает своими принципами и не всегда должным образом учитывает достижения смежных областей. При этом накапливается большое количество важной информации, требующей правильной интерпретации, а потому взывающей к постановке вопроса об общих основах науки о церковном зодчестве и изобразительном искусстве, подлежащих, возможно, и праву озаглавить их как “богословие храма”.
Итак, в рамках каких дисциплин, богословских, научных и практических, распылилось искомое единое знание? Прежде всего, это те темы догматического богословия, которые связаны с православной теорией образа. Было бы ошибкой думать, что речь идёт только о VII Вселенском соборе и трудах отцов иконоборческого времени. Начать следовало бы с тех аспектов триадологии и христологии, на которые и опирались отцы. Важны некоторые библейские тексты, которые могут открыть список источников. Понятно, что и патрология становится следующей интересующей нас дисциплиной. Необходима история Церкви, в которой есть не только поводы для раскрытия важных для богословия образа теоретических тем, но и факты храмостроительства, и развитие разных сфер изобразительного искусства. Затем это, конечно, элементы исторической литургики. В значительной мере это история архитектуры соответствующих периодов и регионов христианского мира, в том числе и история градостроительства, а также история живописи, разномасштабной - от стенописи до миниатюры, скульптуры, в том числе рельефной, малых форм изобразительного искусства, не вполне корректно именуемых на светском языке “прикладным искусством”, а ведь это и богослужебные сосуды, и другие ювелирные изделия, облачения и иные ткани, оклады книг и икон. Археология в ее современном светском смысле как научная дисциплина, собравшая в себя определённые методы исследования материальной культуры, а также реставрационная наука, весьма раздельно существующая в архитектуре и разных сферах изобразительного искусства, продолжат список. Наверное, и практика охраны памятников с её “плюсами” и “минусами” могла бы не остаться без внимания. Особый интерес представляет изучение деятельности мастеров искусства, а также учёных и практиков, посвятивших жизнь искусству Церкви. Очень важен опыт дореволюционной церковной археологии, объединившей церковных и светских специалистов и обладавшей желанной сегодня целостностью. Настоящая работа, обозначая грани науки о церковном искусстве, ставит своей задачей рассмотрение во взаимосвязи его богословских, канонических, исторических и типологических аспектов.
Довольно сложной остается проблема единого и точного наименования нашего предмета. В дореволюционной России это “церковная археология”, однако такой термин оказывается трудно переводимым на европейские языки, в которых есть понятие “христианской археологии” [262,263], рассматривающей в основном древности христианской материальной культуры первого тысячелетия, а также специфически английский термин “Church Archeology” [245: сс.386-398], связанный с особым вниманием к британским средневековым памятникам храмовой и монастырской архитектуры. Словосочетание “христианские древности”, ставшее названием книги московского археолога Л.А.Беляева [245] и введённое им вместо дореволюционного термина, представляется тоже не всеохватным, ибо исключает из себя процесс исторического развития церковного искусства как самостоятельного явления, входящего и в современность. Исходя из сказанного, кажется, что следует просто остановиться на заглавии настоящей работы, сохраняя его взаимодействие с церковной археологией как основой, тем более, что, по мысли профессора Н.В.Покровского, последняя может рассматриваться “в связи с историей христианского искусства” [49]. Христианское искусство - понятие более широкое, чем искусство церковное, но, занимаясь искусством Церкви как органичным продолжением богослужения, исследователь почти неизбежно должен входить в этот укрупнённый масштаб, чего и здесь не избежать.
+++ Рассмотрим краткую “апологию” предмета, демонстрирующую необходимость изучения церковного искусства как целостного явления, что обусловлено следующими позициями:
- органичной связью храмостроительства и изобразительного искусства Церкви с богословием через понимание священных образов как свидетельства истинности боговоплощения;
- связью храмовой архитектуры и искусства с богослужением как его обрамления и продолжения через особое значение интерьера храма как литургического пространства, заинтересованностью в понимании и правильном переживании этого пространства и его составляющих;
- осознанием и использованием миссионерского значения церковного искусства (с него часто начинается первое знакомство с Церковью) и его особого места в контексте светского искусства и культуры и в связи с его общим историческим развитием;
- практической потребностью в организации нового храмостроительства,
иконного дела и осуществлении работ, связанных с другими видами церковного искусства, как и процесса реставрации, особенно архитектурно-художественных памятников, при совершенствовании взаимоотношений церковных и светских организационных структур в охранно-реставрационных вопросах;
- возможностью применения данных истории искусства и зодчества для выявления или подтверждения некоторых церковно-исторических и историко-литургических фактов;
-рассмотрением взаимосвязи вероучительных и вероисповедных различий с различиями в области искусства и архитектуры - то есть возможностью иметь своего рода “сравнительное богословие” и даже апологетику в искусстве.
Источники, используемые в научных исследованиях, могут быть разделены на три группы: вещественные, письменные и (иконо)графические. Первые - это собственно архитектурно-художественные памятники, вторые - это письменные о них свидетельства, третьи - их изображения, то есть нечто промежуточное между двумя предыдущими группами. К первой группе относится и вспомогательный археологический материал из области эпиграфики, нумизматики, сфрагистики, часто носящий характер датирующей информации, сюда же относится также керамика и т.д. Соответствие двум основным группам имеется и в структуре настоящей работы. После обзора важнейших богословских оснований церковного искусства (1 глава) рассмотрим историю наиболее значимых памятников в схеме их хронологической и географической последовательности (2, 3, 4 главы) и затем систематизируем письменные источники, предварив их историографическим обзором (5 глава). На базе этого материала будет легче сделать некоторые типологические обобщения (6 глава) и практические замечания (7 глава и заключение). Темы первых двух глав составят I-ю часть, а остальные главы - II-ю часть работы. Первая связана с общими и фактическими знаниями о церковном искусстве и зодчестве, вторая - с теми исследовательскими принципами, основа которых заложена еще дореволюционной церковной археологией. Думается, что в современной практике преподавания в Духовных школах первая должна отразить ведение дисциплины “Церковное искусство” в семинариях, а вторая воплотиться в новом академическом курсе “Церковной археологии”. В той или иной пропорции этот же материал может стать пособием для изучения церковного искусства в светских гуманитарных и особо в творческих высших учебных заведениях.
Нужно признать, что в связи с постановкой вопроса о целостном и систематическом взгляде на предмет удаётся назвать весьма скромное количество авторов - Н.В.Покровского, издавшего в 1916 году семинарский учебник “Церковная археология в связи с историей христианского искусства” [49], Ф.В.Дайхмана с его “Введением в христианскую археологию”, которая, как и большинство трудов по археологии и истории христианского искусства, не переведена на русский язык [52]. Стремление к целостному подходу, естественно, должно быть присуще исследователям, занимающимся преподавательской деятельностью [250]. Далее следовало бы упомянуть имеющиеся “Всеобщие истории” искусства и архитектуры [36,37] и работы, претендующие на определенный характер универсальности, но всё-таки ограничивающиеся видением предмета через призму конкретных вопросов. Это лекции А.П.Голубцова [38], это “Богословие иконы Православной Церкви” Л.А.Успенского [91], а также некоторые энциклопедические издания [53,54], в том числе и издаваемая в настоящее время “Православная энциклопедия” [50].