ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Санкт-Петербургская
епархиальная комиссия

Академия художеств

Проекты новых храмов

Мастерская "Тектоника"

Иконопись

Проблемы архитектуры С-Петербурга

Выставки

Учебные пособия













Игумен Александр (Федоров)

Церковное искусство
как пространственно-изобразительный
комплекс


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Правило 73: “Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати.” [23, т.I, сс. 564-565].
Правило 82: “На некоторых честных иконах изображается перстом предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную яко исполнение закона. сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхаго агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира.” [23: т.I, сс.574-575].
Правило 100: ”Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце /Притчи: 4; 25/, завещавает премудрость: ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дсках, или на ином чем представляемыя, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольстий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати. Аще же кто сие творити дерзнет: да будет отлучен.” [23: т.I, с.596].

2. Из определения VII Вселенского собора: “...Кратко сказать: мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, - ибо знаем, в ней обитает Дух Святый, - со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или мозаических плиточек или из какого другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. - Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святого евангелия (курсив - обозначение исправления в цитируемом издании [8], где в данном месте ошибочно стоит словосочетание "святых ангелов" - и. А.) и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу и поклоняющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней... Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростью и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если это епископы или клирки, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы.” [8: т.IV, сс.590-591].

3. Хронология Древнего Египта (рубеж IV-III тысячелетий - V в. до РХ).
Раннее время - конец IV - начало III тысячелетий до РХ.
Древнее царство (1-6 династии) - 2800-2270 гг. до РХ.
Период распада государства.
Среднее царство (11-13 династии) - 2100-1700 гг. до РХ.
Период господства гиксосов.
Новое царство (18-20 династии) - 1555-1200 гг. до РХ.
Позднее время (21-30 династии) - XI- V столетия до РХ.

4. Хронология Древней Месопотамии ( конец IV тысячелетия - VI в до РХ).
Раннешумерский период - конец IV - начало III тысячелетий до РХ.
Старовавилонский период - XX-XVII вв. до РХ.
Ассирия - XIII-VII вв до РХ.
Урарту - VII-VII вв. до РХ.
Новый Вавилон - VII-VI вв. до РХ.
Персидское завоевание - VI-IV вв. до РХ.

5. Хронология Древних Греции и Рима (конец III тысячелетия до РХ - V в. по РХ).
Крито-микенская культура - конец III - середина II тысячелетий до РХ.
Вторжение дорийцев - XI в до РХ.
Гомеровский период - X-VIII вв. до РХ.
Архаика - VII-VI вв. до РХ.
Классика - V в. до РХ.
Эллинистический период -IV-I вв. до РХ.
Римский период (период Западноримской империи) - I-V вв. по РХ.

6. Латинская специфика иконографии Распятия, связанная с положением ног Спасителя, пронзённых одним гвоздём, вероятно, связана с неправильным восприятием образа, запечатлённого на Плащанице: стопы находят друг на друга, но при внимательном наблюдении заметно, что каждая была пригвождена самостоятельно. Плащаница была увезена крестоносцами из Константинополя и появилась на Западе в XIII столетии в готический период. Надо заметить, что новая прорисовка вполне соответствовала стилистическим тенденциям готики.

7. Храм построен в римском пригороде ЭУР (EUR), именуемом по грандиозному комплексу “Essposizione Universale di Roma”.

8. “Повесть временных лет” свидетельствует об этом следующим образом: “...И приидохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему, и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида и красоты такоя, и недоумеем бо сказати; только то вемы, яко онъде Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя, всяк бо человек, аще вкусить сладка, последи горести не приимаеть, тако и мы не имам сде быти.” [22: с.60]

9. Трёхлопастные своды, появившись в притворах храма Спаса на Берестове и не имея в начале достаточного конструктивного обоснования, пройдя в XII в. через полоцкое зодчество, на рубеже столетий в зрелом, тектонически совершенном виде были представлены в Пятницкой церкви в Чернигове и других многочисленных храмах предмонгольской эпохи [104: с.47] (Табл.IV).

10. Интересно иконографическое решение царских врат Петропавловского собора, в рельефной группе которых (в фигурами Спасителя Божией Матери и апостолов) можно проследить не только за сложными ассоциациями с композициями Евхаристии и Успения Божией Матери, но со значимой для Петербурга темой “Traditio legis”.

11. Василий Иванович Баженов (1737-1799 гг.) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/13 гг.) являются не только авторами многих московских классицистических храмов, но и ряда значимых светских проектов: неосуществлённой реконструкции Кремля по замыслу Баженова и их реальной работы на кремлёвской территории, проектировании Баженовым дома Пашкова в Москве, и его участии в создании Михайловского замка в Петербурге и Павловского дворца (всё в русле классицизма), многих созданных Казаковым общественных зданий в Москве, а также построек обоих авторов в незавершенном подмосковном дворцово-парковом ансамбле Царицыно (теперь - в черте города). В последнем примере прослеживается романтическая тенденция в русской архитектуре, одновременно с “готическими” и “нарышкинскими” ассоциациями. Продолжение первых проб в поиске национального направления (сформировавшегося через несколько десятилетий) можно увидеть в начале XIX в. в неосуществленном тогда храме Христа Спасителя по проекту, предложенному А.Н.Воронихиным (Табл.XXXIV).

12. Начало формирования иконографических программ можно видеть в помещениях раннехристианских катакомб. Так во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой крещения, в зоне ниши - с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений с райскими аллегориями [183: сс.4-19].

13. В тексте богослужения девятого часа есть следующие слова, используемые в будние дни вместо праздничного кондака (на “славу”): “Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся крест Твой; овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчащуся от прегрешений к познанию богословия, Христе Боже, слава Тебе.” [см. любое издание следованной псалтири, часослова или канонника].

14. Метод датировки памятников древнерусской архитектуры по формату кирпича разработан П.А.Раппопортом на основе факта постепенного уменьшения его размеров на локальных территориях действия конкретной строительной артели [139].

15. Приказ министра культуры Российской Федерации Е.Ю.Сидорова № 253 от 15.04.1997 г. “Об утверждении и введении в действие типовых форм документов, обеспечивающих сохранность памятников религиозного назначения.” (формы №№ 1-3).

16. В данном авторском докладе высказывалась мысль о целесообразности преподавания в семинариях церковного искусства в “типологическом” аспекте, а в академиях - в историческом. Однако практика показала верность дореволюционного подхода. Это автор должен со смирением признать, исходя из своего же преподавательского опыта: в начале (в семинарском курсе) - богословские и исторические аспекты, а затем (для студентов академий) - источниковедческие и связанные с систематизацией памятников церковного искусства, а также с практической заботой о них, что и отражено в структуре настоящей работы.


Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ