Игумен Александр (Федоров)
Церковное искусство
как пространственно-изобразительный
комплекс
БИБЛИОГРАФИЯ
A. ИСТОЧНИКИ.
A.I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета.
1. Novum Testamentum graece et latine. Roma, 1984.
2. Библия. Тора, Пророки,Писания и Новый Завет в русском переводе с параллельным текстом на иврите. Иерусалим, 1991.
3. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета на церковно-славянском языке. М.,1900, репринт: М., 1993.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель, 1983.
А.II. Вселенские и поместные соборы, св. отцы и другие источники.
5. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С.-Пб., 1908.
6. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. (PG. T.98, unicus).
7. Св.Григорий Нисский. Письмо к Амфилохию (письмо XXV) - Lettre 25 Αμφιλοχιω. // SC, №363; сс.288-301.
8. Деяния Вселенских соборов. Тома 1-4. С.-Пб., 1996.
9. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. С.-Пб., 2003. (Параллельный текст на греческом и русском языках. Перевод Г.М.Прохорова.) О небесной иерархии. - с. 36. О Божественных именах . - с. 206. О церковной иерархии - с. 566. О Мистическом Богословии. - с. 736. (PG. T.3).
10. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или наставление в живописном искусстве. перевод еп. Порфирия. // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1863.
11. Евсевий Памфил, еп.Кесарийский. Церковная история. М., 1993. (PG. T.20).
12. Евсевий Памфил, еп. Кесарийский. Жизнь Константина. (PG. T.20).
13. Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С.-Пб., 1893. (PG. T.94).
14. Преп. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три “слова” о почитании святых икон. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисловие Н.К.Гаврюшина. М., 1993.
15. Св. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания.// Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. С.-Пб., 1900, репринт в серии “Библиотека отцов и учителей Церкви”. Т. II, М. 1996. (PG. ТT.7-7 bis).
16. Киево-Печерский патерик. // Повести Древней Руси. Л.,1983.
17. Преп. Максим Грек. О святых иконах. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Составление, общая редакция и предисловие Н.К.Гаврюшина. М., 1993.
18. Преп. Максим Исповедник. Мистагогия. // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А.И.Сидорова. М.,1993. (PG. T.91).
19. Свт. Никифор патриарх Константинопольский. Творения св. отца нашего Никифора, архиепископа Константинпольского. Чч. I-II. С.-Пб., 1904. (PG. T.100).
20. Свт. Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной Литургии. // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Т.3. С.-Пб., 1857. (SC, № 4 bis)
21. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896.
22. Повесть временных лет. // Повести Древней Руси. Л., 1983.
23. Правила (Κανονες) Православной Церкви с толкованиями Никодима,. епископа Далматинско-Истрийского. С.-Пб. Т. I, 1911. Т. II, 1912.
24. Прокопий Кесарийский. О постройках. Перевод С.П.Кондратьева. // Вестник древней истории. М., 1939, № 4.
25. Блаж. Симеон, архиеп.Фессалоникийский. Разговор о святых священно-действиях и таинствах церковных. // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Т.2, С.-Пб., 1855.
26. Паисий, патриарх Константинопольский. Краткое изъяснение Божественной Литургии. // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Т.3. С.-Пб., 1857.
27. Свт. Софроний, патриарх Иерусалимский. О божественном священнодействии. // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. Т.1. С.-Пб., 1855. (PG. T.87 tertius).
28. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. Составление, вступительная статья и примечания Ю.И.Гринберга. Т.1 книги 1 и 2. С.-Пб., 1995.
29. Скрижаль. М.,1656.
30. Стоглав. М., 1913.
31. Преп. Феодор Студит. Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Тт. I-II. С.Пб., 1907. (PG. Т. 99).
32. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский: Φοτιου ομιλιαι. Thessaloniki, 1958. (PG. T.102 secundus).
33. Чин освящения храма от архиерея творимаго. М., 1885.
34. Villard de Honnecourt. Kritische Gesamtausgabe. / H.R.Hahnloser. (ed.) Vienna, 1935.
Б. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Б.I. Общие труды.
35. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4-х тт. М. 1994.
36. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах под редакцией Н.В.Баранова.,Издание 2-е. М., 1970-1977.
37. Всеобщая история искусств (под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского). М., 1960.
38. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.-Пб., 1995.
39. Данилова Е.В., Новиков Д.В. Православие и искусство. Опыт библиографического исследования. М., 1994.
40. История русского искусства. Общ. ред. И.Э.Грабаря. Тт. 1-12. М., 1953-1960.
41. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. М. Т.I, 2001. Т.II, 2002.
42. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
43. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004.
44. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. М., 2004.
45. Лихачёва В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. С.-Пб., 1986.
46. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. С,-Пб., 2000.
47. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. С.-Пб., 1999.
48. Покровский Н.В. Памятники христианского искусства и иконографии. С.-Пб., 1910.
49. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916.
50. Православная Энциклопедия. Вводный и I тт. М., 2000 и последующие.
51. Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian, Ottonian, Romanesque. London 1964. Revised edition 1969. (Reprinted in Singapore,1996.)
52. Deichmann F.W. Einfuehrung in die Christliche Archaeologie. Darmstadt, 1983.
53. Leclerq H. Dictionnare d‘archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1907 - 1940.
54. Onasch K. Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten. Leipzig, 1981.
55. Toman R. Barok. Architektur, Skulptur, Malerei. Koeln, 1998. Перевод: Барокко. Архитектура, скульптура, живопсь. Под редакцией Рольфа Томана. Кёльн, 2000.
Б.II. Литургика. Богословие и философия церковного искусства.
56. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. // Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М, 1973.
57. Акентьев К.К. Мозаики киевской св. Софии и “Слово” митрополита Илариона в византийском литургическом контексте. // Византинороссика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т.1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
58. Александр (Фёдоров), игумен. Церковное искусство сегодня как комплекс проблем: богословских, практических, учебно-воспитательных и апологетических. // Православие и культура. Каталог выставки и материалы научно-практической конференции. С.-Пб., 1997.
59. Александр (Фёдоров), игумен. Христианское искусство и церковная миссия. // Христианское чтение, № 18. С.-Пб., 1999.
60. Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой свв. отцами и учителями Церкви христианскому храму. С.-Пб., 1910.
61. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.
62. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. М., 1991.
63. Бычков В.В. Эстетика. // Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М.,1989.
64. Булгаков С., протоиерей. Икона и иконопочитание. Paris, 1931.
65. Бусева-Давыдова И.Л. Литургические толкования и представления о символике храма. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
66. Бусева-Давыдова И.Л. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам. // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 2. XVI - начало XVIII веков. М., 1989.
67. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира. Византийский временник. № 47. М., 1986.
68. Вагнер Г.К. От символа к реальности М., 1980.
69. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии. Литургика. М., 1996.
70. Григорий (Круг), инок. Мысли об иконе. М., 1997.
71. Дмитриевский А.А. Древнеиудейская синагога и её богослужебные формы в отношению к христианскому храму и его богослужебным формам. Казань, 1910.
72. Дунаев М.М.Своеобразие русской иконописи. Очерки по русской культуре XII-XVII вв. М.1995.
73. Живов В.М. “Мистагогия” Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. // Художественный язык средневековья. М., 1982.
74. Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. - Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
75. Красносельцев Н.Ф. О древних литургических толкованиях. // Летопись историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Византийское отделение, II. Одесса, 1894.
76. Лидов А.М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
77. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом отношении. // Византия и Русь (Памяти Веры Дмитриевны Лихачёвой. 1937-1981). Сост Т.Б.Князевская. М.,1989.
78. Мейендорф И., (протопресвитер). Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.
79. Мейендорф И., протопресвитер. О литургическом восприятии пространства и времени. // Византинороссика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
80. Мейендорф П.И. Введение // Св.Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М.,1995.
81. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М., 1999.
82. Озолин Николай, протоиерей. ”Троица “ или “Пятидесятница”? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисловие Н.К.Гаврюшина. М., 1993.
83. Серов С.И. К вопросу о символике византийского крестово-купольного храма. // Экология культуры. Теоретические и практические проблемы. Выпуск 1. М., 1991.
84. Серов С.И. Символика византийского крестово-купольного храма. // Человек. № 5. М., 1994.
85. Скабалланович М. Толковый типикон. Казань, 1910.
86. Смирнов Я.И. Слово Х-го века о том, как чтился образ Спаса на Убрусе в Эдессе. // Commentationes Philologicae. Сб. в честь Ив.Вас.Помяловского. С.-Пб., 1897.
87. Стерлигова И.А. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
88. Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее: опыт изъяснения символики храма в систематическом изложении. Тула, 1916.
89. Трубецкой Е.Н., кн. Три очерка о русской иконе. Paris, 1965.
90. Уваров А.С. Христианская символика. М., 1908.
91. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. З.-Е. Экзархата Московского Патриархата. 1989.
92. Успенский Л.А. Символика храма. // Журнал Московской Патриархии. 1958, № 1.
93. Флоренский П., священник. Иконостас. // Собрание сочинений, т.I, Статьи по искусству. Paris, 1985.
94. Флоренский П., священник. Обратная перспектива.// Собрание сочинений, т.I, Статьи по искусству. Paris, 1985.
95. Флоренский П., священник. Храмовое действо как синтез искусств. // Собрание сочинений, т.I, Статьи по искусству. Paris, 1985.
96. Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII веков. Paris, 1933.
97. Чурчич С. Поклонные иконы, раки святых т развитие иконостаса. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
98. Шалина И.А. Вход “Святая святых” и византийская алтарная преграда. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
99. Языкова И.К. Богословие иконы. М.,1995.
100. Baldovin J.F. The Urban Character of Christian Worship. The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. Roma 1987.
101. Ozoline. N. (archpretre). La symbolique cosmique du temple chretien selon la Mystagogie de Saint Maxime le Confesseur. // Византинороссика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
102. Schoenborn Ch. von (kardinal). Die Christus-Ikone. Eine theologische Hinfuehrung. Или: Schoenborn Ch. L’icone du Christ. Fondements theologique elabores entre le I-er et le II-e concile de Nicee (325-787). Fribuorg, 1976. Перевод: Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан-М., 1999.
103. Taft R. Church and Liturgy in Byzantium: The Formation of the Byzantine Synthesis. // Византино-россика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
Б.III. История церковной архитектуры.
104. Александр (Фёдоров), игумен. Образно-символическая система композиции древнерусского города. С.-Пб., 1999.
105. Алфёрова Г.В. Русские города XVI-XVII веков. М., 1989.
106. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга . С.-Пб., т.1, 1994; тт. 2 и 3, 1996.
107. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М. 1961.
108. Беляев С.А. Пещерный храм на главной улице Херсонеса. // Византия и Русь (Памяти Веры Дмитриевны Лихачёвой. 1937-1981). Сост Т.Б.Князевская. М.,1989.
109. Берташ А.В., Жерихина Е.И., Талалай М.Г. Храмы Петербурга. Справочник-путеводитель. С.-Пб., 1992.
110. Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX - начала XX вв. // Искусство христианского мира. Выпуск II. М., 1998.
111. Берташ А.В. Тоновский стиль в церковном зодчестве петербургской округи. // Петербургские чтения 96. С.-Пб., 1996.
112. Бусева-Давыдова И.Л. Об идейном замысле “Нового Иерусалима” патриарха Никона. // Иерусалим в Русской культуре. Составители и редакторы А.Л.Баталов и А.М.Лидов. М.,1994.
113. Брунов Н.И. Архитектура Константинополя IX-XI вв. // Византийский вестник. М., 1947 (II).
114. Васильева Т.М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
115. Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества. // Ежегодник Института истории искусств. М., 1959.
116. Голубинский Е.Е. Истории алтарной преграды или иконостаса в православных церквах. // Православное обозрение. Т. II. М., 1872.
117. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С.-Пб., 1995.
118. Зелинская Г.И. Образы Святой Земли в Новом Иерусалиме.// Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск IV. М., 2000.
119. Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000.
120. Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества. // Древнерусское искусство. Художественная культура Х -пер. пол. XIII вв. М., 1988.
121. Коева М., Йокимов П., Стоилова Л. Православни храмове по българските земи. София, 2002.
122. Ковалёва В.М. Алтарные преграды в трёх новгородских храмах XII века. // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977.
123. Комеч А.И. Храм на четырёх колоннах и его значение в истории византийской архитектуры.// Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М, 1973.
124. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х - начала ХII вв. М., 1987.
125. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М.,1993.
126. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.
127. Кондаков Н.П. Древнехристианские храмы. М.,1886.
128. Кузнецов С.Я. Православие и архитектура. М., 2005.
129. Красносельцев Н.Ф. Очерки из истории христианского храма. Выпуск 1. Казань, 1881.
130. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: деревянное зодчество. Пг., 1916.
131. Лидов А.М. Иконостас: итоги и перспективы исследования. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
132. Лисовский В.Г. Национальный стиль в архитектуре России. С.-Пб., 2000.
133. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1981.
134. Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусской архитектуры X-XVII вв. М., 1936.
135. Покровский Н.В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. С.-Пб., 1880.
136. Православные храмы. В трех томах. Автор-составитель М.Ю.Кеслер. Т. 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и стоительству. М., 2003.
137. Путятин И.Е. Идеальный ордер в архитектурной теории Нового времени и церковная архитектура эпохи Просвещения. М., 2002.
138. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. С.-Пб., 1993.
139. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси. С.-Пб., 1994.
140. Савельев Ю.Р. “Византийский стиль” в архитектуре России С.-Пб., 2005.
141. Сарабьянов В.Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
142. Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. (Разработан Ю.М.Кеслером и А.Н.Оболенским.) М., 2000.
143. Сизоненко Т.Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
144. Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. Л., 1976.
145. Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. С.-Пб., 1889.
146. Филимонов Г.Д. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне (близ Новгорода). Вопрос о первоначальной форме иконостаса в русских церквах. М., 1859.
147. Флайер М. Церковь Покрова на рву и архитектоника московских средневековых ритуалов.// Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Том I. М. 1998.
148. Флайер М. Церковь Спаса на Крови. Замысел - Воплощение - Осмысление. // Иерусалим в Русской культуре. Составители и редакторы А.Л.Баталов и А.М.Лидов. М.,1994.
149. Хрушкова Л.Г. Крещальни древнерусских храмов. К вопросу об истоках. // Russia mediaevalis. Tomus VII, 1. Muenchen, 1992.
150. Чубинашвили Г. К вопросу о начальных формах христианского храма. // 2 МСГИ. Тбилиси, 1977.
151. Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси. // Византино-россика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
152. Шмерлинг Р.О. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962.
153. Штендер Г.М. Трёхлопастное покрытие церкви Спаса на Берестове. (К вопросу о художественном образе храмов второй половины XI - начала XII вв.) // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1980.
154. Штендер Г.М. Композиционные особенности трёх древнерусских Софийских соборов в их связи с литургией. // Византино-россика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995
155. Штендер Г.М., Сивак С.И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения. // Византино-россика. Труды Санкт-Петербургского Общества византийско-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С.-Пб., 1995.
156. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность). С.-Пб., 1994.
157. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983.
158. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XVвв. Л., 1987.
159. Braunfels W. Monasteries in Western Europe. The Architecture of the Orders. London, 1993.
160. Grabar A. Martyrium. Paris. T. I, 1946.
161. Krautheimer R., Frankl W., Corbett S., Frazer A. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Vol. I-V. Citta del Vaticano. Rome., 1937-1977.
162. Krautheimer R. Early Christian and Byzantin Architecture. Harmonsworth, 1965.
163. Krautheimer R. Rome: Profile of the City, 312-1308. Princeton, 1980.
164. Krautheimer R. The Rome of Alexander VII, 1655-1667. Princeton, 1985.
165. Krautheimer R. Three Christian Capitals: Topography and Politics. // ”University California Press”. Berkeley and los Angeles, California, 1983. Частичный перевод: Р.Краутхаймер. “Три христианские столицы: топография и политика” (главы из книги).// Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Том I. М., 1998.
166. Mango C. Byzantine architecture. N.Y., 1976.
167. Mathews T. Private Liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Re-appraisal. // Cahiers Archeologiques. 1982., v. XXX.
168. Nickel H. Osteuropaeische Baukunst des Mittelalters. Leipzig, 1981.
169. Panofsky E. Gothic Architecture and Scholasticism. Latrobe, Pensylvannia, 1951. Перевод в издании: Эрвин Панофский. Перспектива как “символическая форма”. С.-Пб., 2004.
170. Panofsky E. Abbot Suger of St.-Denis. // Meaning of the Visual Art. N.Y., 1957. Перевод: Эрвин Панофский. Аббат Сюжер и Аббатство Сен-Дени. // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
171. Uscinovicz J. Symbol, Archetyp, Struktura. Hermeneutyka tradicji w architekturze swiatyni ortodoksijnej. Bialystok, 1997.
Б.IV. Церковная живопись.
172. Айналов Д.В. Об эллинистических основах византийского искусства. С.-Пб., 1900.
173. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
174. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIV-XVII веков. Л.,1990.
175. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Т. 1, 2. М., 1963.
176. Бакшин В.Н. Божия Матерь в православной иконографии. // Вечное. Десятый сборник духовного чтения. Asnieres, Март 1987, №346.
177. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. С.-Пб., 1995.
178. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. М. 199
179. БрюсоваВ.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.
180. Васильева Г.М. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
181. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.
182. Голубев С.И. Техника живописи художественной структуре византийской иконы.// Материальная культура Востока. Часть II. М., 1988.
183. Давидова М.Г. Очерки раннехристианского искусства. Программа росписи храма. С.-Пб., 2003.
184. Давидова М.Г. Программа декоративного убранства базиликальной церкви. Краткий очерк итальянского искусства (IV-XIV вв.). С.-Пб., 2004.
185. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., 1970.
186. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Славянская Македония. М. 2000.
187. Евсеева Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н. Живопись Древней Твери. М., 1983.
188. История иконописи. М., 2002.
189. Иулиания (Соколова), монахиня. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1995.
190. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. С.-Пб., 1998.
191. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. С.-Пб., 1902.
192. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. С.-Пб., 1905.
193. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины ХХ века. С.-Пб., 2005.
194. Кутейникова Н.С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXIвв. С.-Пб., 2005.
195. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М.,1947-1948.
196. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
197. Лидов А.М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии. // Иерусалим в Русской культуре. Составители и редакторы А.Л.Баталов и А.М.Лидов. М.,1994.
198. Лидов А.М. Схизма и византийская храмовая декорация. // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
199. Лихачёва В.Д. Памятники византийской миниатюры XI-XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977.
200. Лихачёва В.Д. Некоторые особенности перспективной системы византийской живописи и икона “Сошествие Святого Духа на апостолов” Эрмитажа. // Византия и Русь (Памяти Веры Дмитриевны Лихачёвой. 1937-1981). Составитель Т.Князевская. М.,1989.
201. Лифшиц Л.И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
202. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973.
203. Мельник А.Г. Основные типы русских иконостасов XV - середины XVII вв. // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000.
204. Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Ред. и составитель А.М.Лидов. С.-Пб., 1994.
205. Озолин Н., протоиерей. Л.А.Успенский, инок Григорий и общество икона // Искусство христианского мира. Выпуск VIII. М., 2004.
206. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. С.-Пб., 1892.
207. Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного искусства. С.-Пб., 1899.
208. Покровский Н.В. Российский иконописный подлинник. С.-Пб., 1898.
209. Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. Одесса, 1883.
210. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в древнрусской живописи. М., 1975.
211. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С.-Пб., 2002.
212. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. С.-Пб., 1903.
213. Семёнов-Тян-Шанский К.П. Дмитрий Семенович Стеллецкий (1875-1947). // Хоругвь. Сборник статей. Выпуск 9. М., 2004.
214. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода середины XIII - начала XV века. М., 1976.
215. Смирнова Э.С. Московская икона XIV - XVII веков. Л., 1988.
216. Техника древнерусской монументальной живописи по иконописным подлинникам. (Составитель Е.Р.Искандерова, авторы вступительной статьи К.И.Маслов и А.Г.Жолондзь.) // Консервация и реставрация недвижимых памятников истории и культуры. Выпуск 2. М., 1989.
217. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
218. Удальцова З.В. Памятники византийского искусства на острове Сицилия. // Византия и Русь (Памяти Веры Дмитриевны Лихачёвой. 1937-1981). Сост Т.Б.Князевская. М.,1989.
219. Чернышёв Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. М., 1952.
220. Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. М., 1961.
221. Филатов В.В. Словарь изографа. М., 1997.
222. Языкова И.К. “Се творю всё новое”. икона в ХХ веке. Бергамо., 2002.
223. Эрши А. Живопись интернациональной готики. (Перевод с венгерского Л. Шаргиной.) Будапешт, 1986.
224. Andras S. Spanyol festeszet. Budapest, 1977.
225. Grabar A. Die Kunst des fruehen Christentum. Muenchen, 1967.
226. Grabar A. L’art de Moyen Age en Europe Orientale. Paris,1968.
227. Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1978.
228. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of monumental art in Byzantium. London, 1947. Перевод: Демус О. Византийские мозаики.
С.-Пб., 2002.
229. Lajta E. Malarstwo francuskie od gotiku do renesansu. Budapeszt, 1974.
230. Panofsky E. Die Perspective als “symbolische Form”.// Vortraege der Bibliothek Warburg. 1924-1925. Leipzig; Berlin, 1927. Перевод: Эрвин Панофский. Перспектива как “символическая форма”. С.-Пб., 2004.
231. Wilpert J. Le pitture delle catacombe romane. Roma, 1903.
Б.V. Малые формы церковного искусства, скульптура.
232. Банк А.В. Черты палеологовского стиля в художественном металле.// Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М, 1973.
233. Банк А.В. Byzantine art in the collections of soviet museums. Л., 1977.
234. Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966.
235. Маясова Н.А. Древнерусское шитьё. М.,1982.
236. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХIII веков. Л.,1971.
237. Стерлигова И.А. Драгоценный убор русских икон XI-XIII вв. // EX ORIENTE LUX. Melanges offerts en hommage au professeur Jean Blankoff. Vol. 1. Bruxelles, 1991.
238. Стерлигова И.А. Иерусалимы как литургические сосуды в Древней Руси. // Иерусалим в Русской культуре. Составители и редакторы А.Л.Баталов и А.М.Лидов. М.,1994.
239. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь. С.-Пб., 2000.
240. Treasures of the Mount Athos. Thessaloniki, 1997.
Б.VI. Проблемы церковной археологии и охраны памятников.
241. Александр (Фёдоров), иеромонах. К вопросу передачи Церкви архитектурно-художественных памятников. // Сборник программы “Храм”, выпуск 4. С.-Пб., 1994.
242. Александр (Фёдоров), игумен. Церковная археология в начале и в конце столетия в свете наследия Николая Васильевича Покровского. // Церковная археология. Выпуск 4. Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.В.Покровского (1848-1917). С.-Пб., 1998.
243. Баталов А.Л. К вопросу о становлении системы охраны памятников и реставрации в России в XIX - начале XX вв.// Святыни и культура. М., 1992.
244. Баталов А.Л., Беляев Л.А. Некоторые проблемы топографии средневекового русского города.// Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. Том I. М., 1998.
245. Беляев А.Л. Христианские древности. М, 1998.
246. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987.
247. Ершов С.А., Пятницкий Ю.А., Юсбашян К.Н. Русский Археологический институт в Константинополе (к 90-летию со дня основания). // палестинский сборник. Выпуск 29 (92). С.-Пб., 1987.
248. Каледа Глеб, протоиерей. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
249. Комарова И.И. Церковно-археологические общества и музеи.// Святыни и культура. М., 1992.
250. Копировский А.М. Церковная археология: Сборник учебных программ. М., 1999.
251. Копировский А.М. Церковная археология: современные возможности преподавания. // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Материалы Покровских педагогических чтений 2001-2003 гг. С.-Пб., 2004.
252. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002.
253. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., 1985.
254. Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700-1917 гг. С.-Пб., 1992.
255. Покровский Н.В. Желательная постановка церковной археологии в духовных академиях. // Христианское чтение. С.-Пб., 1906, март.
256. Покровский Н.В. Христианская археология как самостоятельная наука в духовных академиях. // Церковный вестник. С.-Пб., 1907, №№ 38-40.
257. Покровский Н.В. Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной академии: 1879-1909. С.-Пб.,1909.
258. ХХХV. Профессор Николай Васильевич Покровский, директор Имп. Археологического института. 1874-1909: Краткий очерк учёной деятельности. С.-Пб., 1909.
259. Славина Т.А. Исследователи русского зодчества. Л.,1983.
260. Смирнова Э.С. А.Н.Грабар и вопросы русской культуры в его научном наследии. // Искусство Византии и Древней Руси (к 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара). Тезисы докладов конференции. М., 1996.
261. Хрушкова Л.Г. А.Грабар и христианская археология . // Там же.
262. Хрушкова Л.Г. Международные конгрессы по христианской археологии. // Российская археология. № 2, М., 1988.
263. Хрушкова Л.Г. Европейская христианская археология: развитие и метод. // Церковная археология. Материалы Первой всероссийской конференции. С.-Пб.-Псков, 1995.
264. Хрушкова Л.Г. Два римских письма Никодима Павловича Кондакова. // Церковная археология, выпуск 4. Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.В.Покровского (1848-1917). С.-Пб., 1998.
265. Хрушкова Л.Г. Новые тенденции в европейской христианской археологии. // Там же.
266. Βασιλιαδης Ν. Αρχαιολογια και Αγια Γραφη. Αθηναι, 1996. Перевод: Василиадис Н. Библия и археология. М., 2003.
В.НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В.I.Авторефераты диссертаций.
267. Большакова С.Е. Иконы и настенные росписи Валаамского монастыря XIX - начала XX веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. С.-Пб., 2002.
268. Гордин А.М. Монументальная живопись Северо-восточной Руси XII-XIII вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. С.-Пб., 2004.
269. Гусакова В.О. Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. С.-Пб., 2005.
270. Кириллова М.В. Особенности иконографии и система расположения фресок в живописи Моравской школы (Сербское искусство второй половины XIV-XV веков). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. С.-Пб., 2002.
271. Медведева А.А. Русские монастырские сады (Вопросы ландшафтной организации). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. С.-Пб., 2002.
272. Семёнова И.С. Монастырские и архиерейские подворья Санкт-Петербурга XVIII- начала ХХ веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. С.-Пб., 2000.
В.II. Дипломные работы.
273. Евтушенко Г., священник. Храм святой Софии Константинопольской и его значение для Церкви, истории и культуры. Дипломная работа за курс С.-Петербургской Духовной Академии, научный руководитель игумен Александр (Фёдоров). С.-Пб., 2005.
274. Давыдов А., священник. Богословие образа и художественноый язык иконы. Дипломная работа за курс С.-Петербургской Духовной Семинарии, научный руководитель игумен Александр (Фёдоров). С.-Пб., 2004.
275. Золотарёв С., священник. Икона Софии Премудрости Божией новгородского извода. Обзор богословской и искусствоведческой полемики. Дипломная работа за курс С.-Петербургской Духовной Семинарии, научный руководитель игумен Александр (Фёдоров). С.-Пб., 2003.
276. Катсон Н.Л. Храм Спаса на Крови. Опыт анализа путей формирования и воплощения идейной программы. Дипломная работы за курс Высшей религиозно-философской школы, научный руководитель С.Г.Савина.С.-Пб., 1995.,
277. Петелин Н.А. К вопросу об осмыслении литургического пространства православного храма. Дипломная работа за курс Высшей религиозно-философской школы, научный руководитель игумен Александр (Фёдоров). С.-Пб., 1995.
278. Хребина Т.В. Дренерусское шитьё. Исторический очерк. Дипломная работа студентки института им.И.Е.Репина, научный руководитель игумен Александр (Фёдоров). С.-Пб., 2001.
В.III. Методические разработки.
279. Хрушкова Л.Г. Три христианских столицы: Рим, Константинополь, Иерусалим. Программа спецкурса Российского Православного университета св.Иоанна Богослова. М., 1997.
280. Хрушкова Л.Г. Христианская археология. Программа курса Российского Православного университета св.Иоанна Богослова. М.1997.