О СОЗДАНИИ И РАБОТЕ ЕПАРХИАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВОПРОСАМ
За последнее десятилетие XX в. характер церковной жизни в России и странах ближнего зарубежья сильно изменился. Это касается не только увеличения числа верующих православных христиан и возобновления или вновь организованных приходов, монастырей, духовных школ разного уровня, но и усиления социальной составляющей в деятельности церковного общества.
Среди сфер, в которых может осуществляться служение Церкви и взаимодействие со светским обществом, можно назвать охрану памятников храмовой архитектуры и изобразительного искусства и дальнейшее развитие этой области в строительстве современных храмов и создании произведений иконописи, стенописи и малых форм. Однако если иконопись и церковное шитье давно возродились и приносят многообразные плоды, то в храмостроительстве и монументальной живописи дело обстоит сложнее. Подготовка специалистов в этих направлениях требует мощной профессиональной базы, а осуществление результатов творчества — определенного уровня развития отношений светского общества и Церкви. Первые шаги церковной организации в архитектурно-строительной деятельности показали, что до совершенства еще далеко.
Для приведения в порядок дела храмостроительства и всего комплекса церковных искусств необходима координация данной деятельности и помощь приходам, монастырям и братствам на епархиальном уровне. С этой целью в 2000 г. и была организована Санкт-Петербургская Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам.
Основные функции комиссии:
• контрольная (согласование проектов);
• инспекторская (надзор за осуществлением архитектурных проектов,
художественных и реставрационных работ);
• консультативная ( помощь архитекторам и художникам в процессе их труда);
• информационная (сбор данных об осуществляемых работах).
Впоследствии ожидается дополнение деятельности комиссии такими функциями, как:
• активизация возращения Церкви принадлежавших ей в прошлом зданий, не обязательно храмовых ( с приданием им нового, необходимого епархии назначения, возможно, социального, просветительского или иного характера);
• разработка совместного с Комитетом по градостроительству и архитектуре схемы размещения храмов в новых районах города ( а также обсуждение возможности использования территорий утраченных церковных зданий);
• выполнение эскизных проектов ( при исполнении последующих работ иными организациями);
• осуществление рабочего проектирования;
• организация епархиальных реставрационных и иных художественных мастерских ( или интеграция имеющихся);
• помощь в распределении архитектурно-художественных заказов для приходов, монастырей и иных епархиальных учреждений;
• работа со студентами и выпускниками учебных заведений, готовящих специалистов в области церковного искусства и архитектуры.
Деятельность нового, пока общественного, епархиального органа благословлена Его Высокопреосвященством Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. в состав Епархиальной комиссии, наряду с духовными лицами, вошли около десяти специалистов в разных областях. Среди них доктор архитектуры, академик Т.А, Славина; настоятельница Новодевичьего монастыря, юрист по светской специальности, игумения София; доктор архитектуры, профессор А.А. Гавричков; реставратор высшей категории, преподаватель иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовных Академии и Семинарии и заведующий организованного при них церковно-археологического музея С.И. Голубев; руководитель мастерской церковно-исторической живописи Института им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств, профессор Крылов; историк архитектуры и специалист по архивному делу А.В. Берташ; секретарь комиссии, архитектор В.М. Антонов и другие. Автор этих строк как председатель комиссии ведет работу по согласованию проектов новых храмов с правящим архиереем и главным архитектором города или области.
Начало новому храмостроительству (сначала — проектированию) было положено сразу после празднования тысячелетия Крещения Руси. в 1989 г. несколько студентов-архитекторов Инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет) взяли в качестве дипломного задания условия конкурсного проекта храма-памятника Тысячелетия Крещения Руси, строительство которого предполагалось осуществить в Москве в районе Царицыно. Инициатива было подхвачена в Институте им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств.
В это же время архитекторы все активнее стали проектировать храмы. в Москве сформировался профессиональный центр «Арххрам», в задачи которого входила не только организация проектирования новых церквей, но и помощь архитекторам в приобретении знаний, необходимых для работы в области храмостроительства. Особого внимания заслуживает подготовленный Госстроем России и руководителями «Арххрама» М.Ю. Кеслером и А.Н. Оболенским и благословленный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Свод правил по проектированию и строительству, специально посвященный церковному строительству.
В Санкт-Петербургской епархии были спроектированы и частично осуществлены новые проекты храмов. Хорошо известны храмы в районе Средней Рогатки, Успенская церковь на Охте, менее известны проекты здания храма и сестричества при больничном комплексе на пересечении Северного и Тихорецкого проспектов, храма Св. великомученика Димитрия Солунского на Гражданке, храма для Пискаревского кладбища, храма Св. преподобного Серафима Вырицкого в Купчино и др. По городу и области можно насчитать несколько десятков проектов, которые уже утверждены или осуществляются. в Комитете по архитектуре и градостроительству Санкт-Петербурга хранятся в электронном виде копии эскизных проектов, прошедших согласование. Число работ, проведенных по области, не меньше, чем по городу. Над всеми проектами трудились и продолжают работать петербургские архитекторы разных поколений. в сентябре 2001 г. был завершен конкурс на проект часовни на Троицкой площади в память о первом освященном в начале XVIII в. Троицком храме. Показательным моментом является то, что конкурс проходил под патронажем губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева.
Стоит обратить внимание еще на такой аспект взаимоотношений с исполнительной властью города и области, как постепенное возвращение Церкви находящихся в ведении государства недействующих в последнее время храмов и других церковных зданий, в т. ч. шести из важнейших соборов города — Петропавловского, Исаакиевского, Спаса на Крови, Смольного, Сампсониевского и Кронштадтского. Кроме того, на территории города находится около пятидесяти монастырских и синодальных подворий, сочетавших некогда в едином комплексе богослужебные, представительские, жилые, паломнические, хозяйственные и производственные функции. Такие здания сегодня были бы весьма полезны Церкви для осуществления миссионерского, социального и просветительского служения, для организации духовных училищ, иконописных, швейных мастерских и т. д. Наличие этой недвижимости могло бы укрепить материальное положение Церкви в России, ослабив при этом позиции финансируемых извне и, увы, борющихся с Православием сект.
Все это требует большой работы и деликатности. Дело не в том, чтобы прогнать нынешних владельцев бывших церковных зданий, а в том, чтобы восстановить юридическую справедливость. Сегодня священноначалие хотя и не настаивает на полной реституции, понимая нереальность такой перспективы, но, уступая в большем, просит государство пойти навстречу там, где это возможно. На уровне епархии эти проблемы удобно решать в рамках той же комиссии.
В настоящее время храмы и здания, имеющие статус памятников, в подавляющем большинстве случаев передаются Церкви не в собственность, а лишь в безвозмездное пользование. Таким образом, труд и средства, вкладываемые верующими людьми в воссоздание оскверненных и изуродованных храмов, вносятся в государственную собственность...
Церковь — не наследник, а как раз тот самый собственник, которого была изъята собственность, возвращаемая теперь лишь фрагментарно. Речь ведь не идет о том, чтобы все забрать из музеев, забыв поблагодарить реставраторов и хранителей, а о достижении договоренности о том, где и как целесообразно находиться собственности Церкви: в государственных музеях, но с их ответственностью перед Церковью, в церковных музеях (например, в Церковно-археологическом музее при Санкт-Петербургской Духовной Академии) или в храмах при тесном контакте светских и церковных специалистов. Независимо от отношения государства к вопросу собственности как программа-минимум должна быть решена проблема регулярного богослужения в храмах-музеях. Передача Церкви алтарей и заключение договоров с музеями о совместном использовании храмов — это то, что не ущемило бы прав музеев, но создало бы цивилизованную ситуацию. Очевидно, что работа по урегулированию этих сложных отношений предстоит еще очень большая.
В Санкт-Петербургской епархии много иконописных мастерских, много и мастеров в различных видах изобразительного искусства и архитектуры, работающих для Церкви. Комиссия помогает заказчику и мастеру найти друг друга.
У нас много художественных учебных заведений, выпускники которых работают над заказами Церкви. Идеальной можно считать ситуацию, когда сначала учащийся, а затем мастер сочетает в себе высокий уровень духовной жизни, профессионализм и подлинное от Бога призвание к такой работе. Однако мера сочетания духовного и профессионального начал у каждого своя. Замечено, что иконописца легче подготовить в иконописной школе при духовном учебном заведении или в мастерской при монастыре, а архитектуре, монументальной живописи и реставрации легче научить в светском художественном вузе или училище, при котором открыта домовая церковь. Первой из них стала возобновленная в 1991 г. церковь Святой великомученицы Екатерины в Академии художеств. Есть часовня и при Художественно-промышленной академии им. В.И. Мухиной. Мастерская церковно-исторической живописи в Институте им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств и другие вузы готовят кадры будущих мастеров, в т. ч. реставраторов, которые воспринимают храм не только внешне — эстетически, а вполне органично, как подлинные члены Православной Церкви.
Наша Епархиальная комиссия будет и дальше совершенствоваться, наследуя дореволюционный институт епархиального архитектора и исполняя другие общественно значимые труды. Хотелось бы также выразить надежду на постепенное сотрудничество в данной сфере с разными регионами и епархиями страны с дальнейшей интеграцией этого особого вида церковного служения и сотрудничества с различными светскими сферами в единую систему.
Игумен Александр (Федоров),председатель Епархиальной комиссии
по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской Епархии.
Журнал «Приход» №11 2002 г.