ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ СЕГОДНЯ
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать утверждение того, что главной ценностью церковного пения является слово, и даже не собственно слово, а то, что в нём сокрыто. Произнося текст, певчий обязан внимательнейшим образом всматриваться в духовное содержание того, что он делает. Однако, это не просто созерцание – это действенное осмысление и сопереживание текста. Собственно говоря, слово, фраза, мысль – есть единственная ценность в пении церковном. Вокал, красота музыкальной интонации, гармония – это всего лишь каркас, который позволяет слову обрести по- настоящему красивую форму и точное содержание.
На практике принцип превосходства слова над всеми остальными средствами музыкальной выразительности выполняется далеко не всегда. В этих случаях церковное пение, как молитвенное деланье, впадает в состояние «прелести», причинами которого является неумение внимательно вдумываться в произносимый текст. Следствия этой проблемы могут проявляться по-разному. В профессиональном хоре неумение осмысливать текст, как правило, приводит к чрезмерному увлечению «форте». Основной ценностью пения в этом случае становится сила звучания. Перекос в эту сторону очень опасен, так как в репертуар хора начинают проникать сомнительные, а иногда даже и уродливые произведения, изобилующие гармоническими пряностями и театрально-драматическими построениями. К таким произведениям можно отнести даже многие широко известные сочинения, входящие по светской классификации в так называемый «золотой фонд» духовной музыки. Однако не следует забывать, что и традиция исполнения таких сочинений во многом обязана их жизни в рамках советского концертного исполнительства, когда духовная музыка воспринималась только как своего рода исторический документ, а не как живая традиция. Ярчайшим примером такого сочинения является довольно известный духовный концерт А.А.Архангельского «Помышляю день страшный». Сейчас уже трудно отделить восприятие этой музыки от тех советских штампов с их театральной трагедийностью, которые были навязаны слушателю на концертах. Только в корне пересмотрев концепцию исполнения этого сочинения, можно попробовать увязать его с текстом кондака по третьей песни Покаянного канона. И таких произведений множество… И не все из них можно спасти даже очень вдумчивым исполнением… Справедливости ради следует отметить, что проблема допустимости тех или иных средств музыкальной выразительности освещается довольно плохо, и полемика на эту тему в рамках фестивалей профессиональных церковных хоров или тематических семинаров была бы очень полезна. Итогом такой полемики могла бы стать более точная эстетическая позиция современного церковно-певческого искусства, в рамках которой оно могло бы развиваться без перекосов в ту или иную сторону.
Так или иначе, основной задачей регента сегодня является научить певчих осмыслять текст. В профессиональном хоре это, безусловно, будет способствовать более полному воцерковлению певчих, а в любительском церковном хоре – улучшать и уточнять профессиональные навыки коллектива. Неумение вдумчиво произносить текст в любительском хоре ведёт к обратному эффекту – к максимальному упрощению музыкального языка песнопений. Сталкиваясь с технологическими проблемами, любительские коллективы очень часто избирают путь наименьшего сопротивления, убирая из своего репертуара песнопения, представляющие хоть какую-нибудь сложность: упрощаются гласы октоиха, упраздняется многоголосие, скачки в мелодии и т.д. Пение в этом случае приобретает характер навязчивой монотонности и производит усыпляющее действие не только на молящихся в храме, но и на самих певчих. Но с течением времени община начинает привыкать к монотонности, и то, что вчера было просто вялым и неопрятным, сегодня уже воспринимается как особое молитвенное состояние, присущее только данному конкретному приходу. Ошибки и неточности нотного материала объявляются в этом случае традицией храма и начинают строго и неукоснительно соблюдаться. Опаснейшее состояние!!! В этом состоянии и регент и хор перестают замечать свои ошибки, перестают думать, анализировать свои действия и, как следствие, перестают осознавать ту великую ответственность, которую они несут перед Богом, исполняя нелёгкое и сложное послушание церковного певчего. Единственным спасением в этой ситуации является спевка, причём не просто спевка, уточняющая нотный материал предстоящего Богослужения, а спевка, направленная на тщательное исследование вокальных навыков, необходимых для службы. Другими словами, целью спевки является совершенствование вокальной технологии хористов. Кстати сказать, здесь нет никакого противоречия с тезисом, с которого началась эта статья. Действительно, слово есть единственная ценность церковного пения, но трудно себе представить, что слово может иметь хоть какое-то положительное действие, если оно опирается на некрасивый звук, вялую интонацию или фальшивый, неоформленный унисон. Но вокальная технология – вопрос сложнейший. К сожалению, мы очень редко думаем и мало знаем о принципах правильного формирования звука, поэтому сегодня в области любительского церковного пения как никогда остро возникла необходимость общения на эту тему. Было бы очень полезно организовать фестиваль любительских церковных хоров, где можно было бы получить точное представление о положении дел на этом поприще. Сейчас трудно даже предположить, какие выводы можно будет сделать, проведя этот фестиваль, но одно несомненно – участие в таком мероприятии для любого коллектива было бы очень полезно, так как хор, испытывающий «стресс» при подготовке какого-нибудь яркого, неординарного события в своей жизни, всегда начинает звучать на другом, качественно новом уровне.