ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Наш хор

Православное пение
и классическая музыка

Концерты

Музыкальные катехизические беседы












МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Лекция 6.1. Символ Веры. Таинства Православной Церкви

(Запись 22 «Верую»)

Таинства Святой Православной Церкви.

Мы называемся христианами потому, что верим в Бога так, как учил и учит нас верить Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос – Он спас нас от власти греха и вечной смерти. Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.

Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Мы называемся православными христианами потому, что верим в Господа нашего Иисуса Христа, верим так, как изложено в "Символе Веры". Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин Христианской веры, составленное и утвержденное на первом и втором Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина или, как еще называют, догмат нашей православной веры. Признание Символа Веры и громкое его чтение требуется при крещении каждого взрослого. За младенца Символ Веры читает восприемник или кто-либо из причта.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, Видимым же всем и невидимым.

Верю в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным в том, что Бог существует. Слова Символа Веры: «во единаго Бога» указывают на единство истинного Бога. Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Были времена, когда только один народ Израиля, которому Господь явил себя, веровал во единого Бога. Все же остальные народы считали, что этого слишком мало – они полагали, что множество богов обладают большей силой. Но имея много, они не имели ничего. От сотворения мира, с тех пор. как Адам был изгнан из рая за смертный, отвратительный грех непослушания Создателю своему, и до пришествия Сына Божия на землю, никто из смертных не решался назвать Бога своим Отцом. Это право было дано людям только через Господа Иисуса Христа. И не всем дано было, но только принявшим Его. Бог, прежде всего, Вседержитель. Прежде, чем создать небо и землю, Господь Вседержитель держал в Себе весь замысел творения мира от мельчайших деталей до целого, вынашивал все силы, все законы, весь порядок мироздания. Когда же величайший Творец сотворил оба мира, видимый и невидимый, Он продолжил быть Вседержителем, чтобы держать непреодолимой волей Своей все силы, все законы.

Во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несоздоннаго, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Во втором члене Символа Веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием, и исповедуем то, что знаем о Нем, как о Втором Лице Святой Троицы до Его рождения на земле. К слову «рожденна» в Символе Веры прибавлено слово «не сотворенна». Это прибавление сделано для опровержения учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен. По естеству, или по сущности, Сыном Божиим может называться только Тот, Кто несет в Себе Божественные свойства и Божественное всемогущество Бога Отца. Только Бог может быть Сыном Божиим. «Когда спросили Его: Кто же ты? – ответил им: от начала Сущий». ( Ин. 8, 25) Этим Господь хотел указать на Свое вневременное происхождение, на Свое вечное Сыновство. «Света от Света»: если родитель – свет, чем может быть сын, как не светом? Если вечный Отец – Свет, то и Сын Его – Свет.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на себя плоть человеческую (тело), уподобившись человеческой природе во всем, кроме греха, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом, – то есть стал Богочеловеком. Он оказал нам честь, величайшую из возможных, когда, как Человеколюбец сошел к нам и стал одним из нас «нашего ради спасения». Цель Его сошествия – спасение нас, людей, а способ – рождество от «Духа Свята и Марии Девы». Приснодевою называется Она потому, что всегда пребыла Девою – прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения. Святая Дева в Назарете была той благословенной точкой, где соприкоснулись небеса с землей и вечность со временем. И от этого соприкосновения воссиял Свет великий, который озарил весь мир.

Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного;

В четвертом члене Символа Веры говорится о том, что Господь Иисус Христос во время правления римского наместника в Иудее, Понтия Пилата, был распят на кресте за нас – людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он добровольно (так как одним только Словом своим мог уничтожить всех врагов) вынес клевету, злобу, обман, плевки, пощечины, насмешки, бичевание. Он действительно страдал, умер и был погребен, хотя нашлись и те, которые говорили, что Иисус Христос только казался человеком и, будучи призраком, не мог испытывать мук и страданий. Словно не слышали они предсмертного вопля, возгласа Сына Божия в Гефсимании: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39); Словно их окаменевшие сердца не дрогнули, когда Он возопил от боли во весь голос: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) Когда Спаситель страдал на кресте, трепетала вся природа, скрылся свет солнечный, и «тьма бысть по всей земле», повествует Святое Евангелие. Знаменитый философ Дионисий Ареопагит, бывший в то время в Египте, наблюдая внезапную тьму (а затмение было такое сильное, что даже были видны звезды на небе) сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается!» Как же можно отрицать боль, от которой земля сотряслась и солнце померкло!? Два блаженных мужа Иосиф и Никодим позаботились о мертвом теле Иисуса Христа. Со страхом и трепетом сняли Его с креста, бережно обвили плащаницей и с честью положили во гроб.

И воскресшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти, как было предсказано в писаниях пророков Ветхого Завета. Господь открыл людям о Своем воскресении сначала через Ангела, который отвалил камень от двери гроба на глазах воинов, охранявших гроб и разбежавшихся от страха. Потом Ангел возвестил о воскресении Иисуса Христа женам-мироносицам. И, наконец, Сам Иисус Христос в продолжение сорока дней неоднократно являлся Своим ученикам. Воскресение Христа Бога нашего из мертвых полностью соответствует Его чудесному появлению в мире, Его необычному рождению от Пречистой Девы, Его невиданным на земле чудесам, Его небесной мудрости и милосердию, Его сверхчеловеческому терпению и достоинству, с которыми Он принял неправду и муки, Его божественному всепрощению и молитве с креста за убийц Своих.

И восшедшаго на небеса, И седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Бога Отца;

В шестом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею Плотию вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, во славе) Бога Отца. Вознесение Господне совершилось через сорок дней после воскресения Его. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим, (плотию и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

И снова идущего во славе. судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца.

В седьмом члене Символа Веры говорится о том, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые воскреснут, и что после этого Страшного суда настанет Царство Христово, которое будет длиться вечно. Но второе пришествие Христово будет совсем не такое, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти нас от греха. Родился Он в пещере для скота, жил, не имея, где главу преклонить, умер посреди злодеев на кресте. Во второй же раз Он придет, как Царь. Во всем Своем величии и внезапно: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческаго» (Мф. 24, 27) Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческаго (Крест) на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», (Мф. 24,29-30) и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет Он на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира). И будет Он судить всех людей, – всех нас – и праведных, и грешных. (Мф. 25,31-46) Суд этот называется Страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные – в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись, и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни. Когда именно придет Господь второй раз на землю, никому не открыто, – это тайна, которую по слову Самого Господа, никто не знает, не знают даже ангелы Божии, а только один Отец Небесный, – поэтому должны мы всегда быть готовы предстать на Суд Божий.

Вопросы:

1. Почему мы называемся христианами?
2. Что сделал для всех грешных людей Сын Божий Иисус Христос?
3. В какой молитве изложены вечные правила (истины) христианской веры?


Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ