МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Лекция 7. О храме
Молиться Богу можно везде: дома, на улице. Молиться можно и своими словами, но все же особенно хорошо знать наизусть некоторые молитвы. Обычно православные христиане молятся утром и вечером, перед началом и после окончания всякого дела. Такая молитва называется домашней или частной. Любая молитва угодна Богу, но особой, благодатной силой наделяются наши молитвы тогда, когда мы молимся вместе в храме.
Храм (церковь) – это особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. (Ил. 25, 26, 27) Храм – это не обычный дом, над храмом возвышаются купола. Купола заканчиваются главами, на которых стоят кресты во славу главы Церкви – Христа. Храм куполами поднимается в небо, напоминая нам о небесном Отечестве нашем, о том, что сама Вселенная должна стать храмом Божиим. Купола храмов похожи на гигантские свечи, горящие ввысь к небесам. Купол (или глава) в старину назывался маковицей. Храмы могут иметь разное количество куполов, и это несет в себе определенный смысл. Одна глава воздвигается во славу Единородного Сына Божия, три – во имя Пресвятой Троицы. Пять куполов обозначают Христа, Главу Церкви и четырех евангелистов (апостолов-учеников Иоанна, Марка, Матфея и Луку). (Ил. 28,29) Семь куполов – семь таинств или семь вселенских соборов (всеобщих собраний православных священнослужителей мира). Девять куполов обозначают девять ангельских чинов. Тринадцать куполов олицетворяют собою Христа и двенадцать апостолов.
Над входом в храм или рядом с ним строится колокольня, звонница. Звон колоколов призывает верующих на молитву. Есть сказание о возникновении колоколов. В V веке святой Павлин, епископ Ноланский, во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но только в начале седьмого века в Риме колокола повсеместно вошли в церковное служение. Существуют разные виды звонов:
1. Благовест – звон, возвещающий миру благую весть о начале службы
2. Трезвон – радостный, торжественный троекратный звон во все колокола (звон – перерыв – звон – перерыв – звон).
3. Двузвон – яркий звон во все колокола, звучащий два раза.
4. Перезвон – медленный звон в каждый колокол по одному разу – с малого до большого, завершающийся одновременным ударом во все колокола. Перебор повторяется много раз. (Запись 24 «Ростовские звоны»)
Все части храма имеют название. Вход в храм называется папертью. Пространство за входной дверью храма – притвор, пройдя через который мы попадаем в храм: место, где стоят на молитве прихожане (приходящие в храм люди). На стенах храма висят иконы, изображающие Спасителя, Матерь Божию и святых. Посредине храма на специальной подставке – аналое – находится икона храма или данного дня. Пространство за аналоем с иконой до возвышения называется солеей. Возвышение на котором располагается главная часть храма – алтарь (от лат. alta ara – жертвенник, возвышенный) называется амвон. Здесь совершается большая часть богослужений. В алтаре находится Святой Престол, изображающий Престол Божий, где невидимо присутствует Святая Троица. Здесь и совершается Таинство Святой Евхаристии. Для входа в алтарь требуется особое благословение священника. Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон. Над иконостасом возвышается крест. Вход в алтарь называется вратами. Центральные врата иконостаса называются Царскими, потому что сам Господь во время Литургии проходит сквозь них невидимо в Святых Дарах. Через Царские врата не разрешается проходить никому, кроме священнослужителей в определенные моменты службы. Священнослужители – это особо посвященные люди, осененные Божией благодатью, благодатью Святого Духа, полученной от Апостолов. Апостолы получили дар Святого Духа от Иисуса Христа, передали его епископам, епископы – священникам.
Совершающееся по особому чину (порядку) во главе со священником (священнослужителем) чтение и пение молитв называется богослужением. Богослужение каждого дня начинается с вечера, но самое важное богослужение – Литургия или Обедня – совершается уже утром. Во время Литургии вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которые установил сам Иисус Христос на Тайной Вечере. Благодатию Божией хлеб и вино освящаются – претворяются в Тело и Кровь Христову, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы принимаем истинные Тело и Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь Вечную жизнь.
Мы должны входить в храм с молитвою, держать себя в храме благоговейно, тихо. Войдя в храм, нужно перекреститься и поцеловать главную икону, лежащую в центре на аналое. Нельзя смеяться, разговаривать, поворачиваться спиной к алтарю, сидеть, когда открыты Царские врата. Во время службы священнослужители, наши духовные отцы осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Через священника благословляет нас Сам Господь Иисус Христос. Когда мы в храме слышим слова общего благословения: «Мир всем», то в ответ на них мы должны поклониться без крестного знамения. А чтобы испросить благословение для себя, нужно, подойдя к священнику, сложить ладони крестом (правую на левую). Получая благословение и целуя руку священника, мы целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя, невидимую, но благословляющую и реально спасающую, охраняющую нас от всех грехов. Ко святому причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки. После причастия поцеловать Чашу не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее. Не следует уходить из храма до окончания богослужения. Посетившие с чистым сердцем храм и причастившиеся Святых Христовых Таин получают благодатный покой, восстанавливающий Образ Божий в душе.
Вопросы:
1) Что такое храм?
2) В честь Кого стоят кресты на куполах церквей?
3) Что означает разное количество куполов?