ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Поэзия

Проза
и драматургия

Публицистика

Литературные встречи












О КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ,
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ИГРОМАНИИ
(интервью со священником Андреем Лелиным)

Интервьюер
Отец Андрей, как относится РПЦ к увлечению молодежи компьютерными играми, в частности, к играм жанра "симулятор" и "стратегия"?

Отец Андрей
Поскольку Вы попросили меня выразить мнение Церкви по этому вопросу, то следует обратиться к материалам, изданным по благословению РПЦ, например, к сборнику статей под редакцией кандидата психологических наук Веры Абраменковой "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба". Сразу оговорюсь, что, несмотря на название, речь в этой книге идет не только о детях. Это достаточно серьезное и компетентное исследование по психологии современных и традиционных игр. В разделе "Компьютерные игры и их воздействие на сознание", являющейся главой из диссертации священника Павла Великанова, проанализированы последствия увлечения играми типа симулятор и стратегия. Они оцениваются как крайне опасные для духовного и физического здоровья человека. Вот основные выводы:

-воздействие на духовную сферу также негативное: усиление гордыни и тщеславия, угасание любви к ближнему, других положительных проявлений духа;

-воздействие компьютерных игр на душу человека крайне негативное: нарушение и притупление умственных способностей, снижение воли, возрастание отрицательных эмоций и чувств;

-воздействие на тело пока мало изучено, определенно отрицательно влияет общее физическое состояние из-за малоподвижного образа жизни, при высокой нервной и психологической нагрузки, наблюдается падение зрения;

-общий характер зависимости от компьютерных игр и их воздействие на духовную и душевную сферы человека близки к зависимости от наркотических веществ;

-«геймер» во время игры пребывает в состоянии "измененного состояния сознания" или транса, особенно это состояние усиливают использование шлемов, стереоизображения, сенсорных перчаток и костюмов;

-виртуальная реальность является мнимой, не существующей, поэтому погружение в нее практически эквивалентно погружению в мир грез и галлюцинаций при психозе, с той только разницей, что "генератором" этих мечтаний является не болезненная психика человека, а компьютер;

-поведение «геймера», особенно при использовании шлема, перчаток, костюма, очень напоминает состояние больного при синдроме помраченного сознания. Вот цитата, описывающая поведение такого больного:

"галлюцинаторные образы воспринимаются как реальные, критическое отношение отсутствует, поведение больного соответствует галлюцинациям. При устрашающих он испытывает страх, спасается бегством, вступает в борьбу, при "завлекательных" всматривается с интересом, смеется. Восприятие реальных событий и их оценка нарушены, ориентировка ложная, больной считает, что он находиться в иной ситуации, (чем в действительности)» (Психиатрия М.В. Коркин М Медицина 1995 с.138);

-сознание человека рассчитано на адаптацию и жизнь в одной единственной реальности, а не в нескольких. Поэтому когда модели поведения в игре переносятся на реальную жизнь, происходит трагедия. Ведь эта жизнь не игра, в ней нельзя нажать клавишу сброса при ошибке и начать все с начала или прожить несколько жизней, чтобы достичь желанного результата или уровня. Не удивительно, что привыкнув к технически упрощенному миру, люди оказываются фактически не способными к жизни в этом непростом мире. Эта жизнь, после яркой виртуальной реальности, кажется серой обыденной невыносимой каторгой. Таким образом, по мнению автора, компьютерные игры исподволь подготавливают для человека серьезнейший внутренний конфликт:

привыкнув и обучившись с детства к жизни в мире виртуальном, полюбив этот мир, он все-таки будет вынужден жить в мире реальном, где его виртуальный опыт терпит полное фиаско.

И.
Считает ли Церковь «компьютеризованность» общества проблемой?

О.А.
И да и нет. Все зависит от того, как и в каких целях использовать компьютерные технологии.

И.
Каково отношение к компьютерным играм, если за счет них растет общий уровень образованности?

О.А.
По мнению Абраменковой это возрастание можно достичь иным, более безопасным традиционным способом.

И.
Сейчас многие говорят о пропаганде насилия в компьютерных играх. Считает ли РЦП, что увлечение войной пусть даже виртуальной насилие?

О.А.
Абраменкова в своем сборнике достаточно подробно рассматривает эту проблему и приходит к неутешительным выводам. К таким же выводам пришел и священник Александр Дубин в своей книге «Ребенок в мире ТВ и компьютера». Согласно Евангелию и святоотеческому учению грех, совершенный в воображении, является грехом и вменяется человеку. Так же будет омрачать душу и виртуальное убийство, тем более что оно сопровождается гораздо более сильными и реалистичными эмоциями, чем простое воображение. Душа привыкает и черствеет, постепенно для нее ценность человеческой жизни умаляется. Особенно это страшно для детей:

-дети часто в жизни подражают насилию, виденному на экране ТВ или компьютера; именно этим объясняется ряд чудовищных убийств и детской жестокости последних лет;

-дети могут в результате увиденного и пережитого на экране счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.

И.
Существует ли возможность проповедования через Интернет, и рассматривается ли такой аспект, как полезный?

О.А.
Да, разумеется. Интернет уже используется для проповеди. Существует сайт Московской Патриархии и отдельных епархий, монастыри и духовные школы имеют свои сайты. Многие священники и миряне участвуют в работе различных форумов и проектов, существует обширная электронная православная библиотека.

И.
Проводит ли Церковь мероприятия по "излечению" компьютерной мании, иными словами, возвращает ли людей "ушедших из реальности в виртуальность"?

О.А.
Пока широко подобная работа не ведется. Мне удалось узнать, что в Москве существует 2 православных психологических консультации, которые могли бы взяться за реабилитацию подобных больных. У нас в СПб также есть такой центр. Но специально ориентированных консультаций пока нет.

И.
Считаете ли Вы, что проявление человеческой "черствости" происходит из-за компьютерного общения?

О.А.
Наш век вообще не способствует развитию душевности. Об этом много говорят и пишут. Несомненно, свою долю вносит и общение через компьютер, если оно доминирует и упорно предпочитается реальному общению. Такая коммуникация ущербна и создает только видимость истинного человеческого общения.

И.
Возможно ли создание виртуального «сквада», на примере исторического аналога. К примеру, эскадрильи собранной на деньги прихожан в годы ВОВ имени св. Александра Невского? Одобрено ли будет это Церковью, как пособие для изучения исторического материала?

О.А.
К сожалению, в свете вышесказанного, одобрение сомнительно. Хотя ИЛ-2 одна из самых безобидных игр в смысле пропаганды насилия. Однако она также способна создать зависимость. И тому много примеров.

И.
Рассматривает ли РЦП возможность создания виртуальных форумов пилотов, где были бы представители православной церкви, и участия уже в непосредственно созданных проектах?

О.А.
Нет. Я думаю РПЦ пока ничего не известно о «вирпилах» и их форумах. На подобных форумах ни разу не встречал никого из клириков РПЦ. Хотя знаком со священником и псаломщиком, которые были в прошлом военными летчиками истребителями. Они очень тосковали по штурвалу и пробовали летать на нескольких авиа симуляторах типа X-PLANE и Microsoft 2004, но реализм полета их не устроил.

И.
Случались ли прецеденты когда Церковь благословляла, самолеты, и иную боевую технику? Созданная для защиты, она, тем не менее, несет в себе задачи разрушения - как относиться к этому аспекту?

О.А.
Церковь всегда молилась и всеми силами способствовала победе Русского воинства и окропляла святой водой полки, уходящие на фронт, соответственно и технику. Церковь давала средства на эскадрилью Александра Невского и танковый полк Димитрия Донского, значит, благословляла постройку боевых самолетов и танков. Защита Отечества - священный долг Христианина.

И.
То же самое хотелось бы узнать в отношении благословения пилотов. С точки зрения человеческого сознания - Церковь благословляет воина на бой, тем самым, разрешая убийство?

О.А.
Да благословляет. Православный воин – это христианин, во исполнение Заповеди готовящийся сознательно отдать свою жизнь за ближнего. Вспомните преп. Сергия Радонежского, который благословил 2 своих монахов Ослябю и Пересвета (дело неслыханное) на Куликовскую битву словами: «Чада, приблизилось время искупления вашего». Пересвет первым из русских воинов пал в этой битве в единоборстве с Челубеем.

И.
Считаются ли грехом виртуальные "убийства" -"смерти" противника, и как к этому относится РПЦ, как к игре в солдатики, или более серьезно?

О.А.
Выше я уже отвечал на этот не простой вопрос. Виртуальное убийство переживается совсем по иному, чем игра в солдатики. Оно неизмеримо ближе к реальности. Психологи утверждают, что здесь работают 2 различных психологических механизма.

Виртуальное убийство по эмоциональной напряженности близко к убийству недруга в воображении, которое всегда расценивалось Церковью как явный грех. Это в меньшей степени относиться к ИЛ-2 и др. авиа симуляторам. Однако и здесь работает тот же механизм, хотя и с меньшей напряженностью.

И.
Часто можно заметить взаимное соперничество команд. В симуляторе Ил-2 это соперничество часто выливается в противостояние личностное. Обычный человек, проводящий свой досуг за игровым симулятором, и выбравший себе немецкий самолет - становится для летящих на самолетах русского производства - фашистом, убийцей и супостатом, и так же наоборот. Как Вы относитесь к этому аспекту игры?

О.А.
Для меня это очень неприятный аспект. Нужен иной психологический настрой. Насколько я читал, немецкие ассы не питали ненависти к русским летчикам, а скорее относились к бою как к спортивному состязанию или рыцарскому турниру. У них это скорее всего было связано с подсознательным желанием оправдать свои действия. Они, я думаю, чувствовали несправедливость этой войны со стороны Германии. В игре же такой настрой мог бы быть уместен.

В детстве мы, например, увлекались боями на кордовых моделях, но это никогда не перерастало в личное противостояние. Просто спортивное состязание.

И.
В продолжение этого вопроса - играя за сторону "врага", который напал на Советский Союз, можно ли назвать таких людей предателями?

О.А.
Думаю, что нет, если они не выходят из рамок отыгрыша. Но, если бы на исповеди мне задали такой вопрос, я предложил бы поискать глубинные причины этого игрового выбора. Могли бы вскрыться очень интересные и важные личностные проблемы. Мне приходилось сталкиваться с подобными вещами.

И.
Каким образом РЦП лечит "компьютерную зависимость"? Есть ли в этом смысле панацея для всех, или к каждому необходим индивидуальный подход?

О.А.
Пока есть только набор общих средств, как и от любой зависимости. В этом Церковь имеет многовековой опыт. Всегда у нас традиционно применяется индивидуальный подход. Нельзя же одним лекарством лечить все болезни.

И.
Нужно ли вводить в школах не факультативные, а официальные уроки православия, или это должно лежать на плечах родителей?

О.А.
Я бы оставил факультатив. Иначе не избежать конфликтов. Впрочем, можно сделать. Как было заведено в гимназиях до революции. На урок Закона Божьего дети расходились по конфессиям в разные помещения. Насколько я слышал от бабушки и ее подруг, не было случаев обид или противостояния.

И.
Каждое виртуальное сообщество, накладывает на людей определенный отпечаток. Должна ли Церковь курировать подобные вопросы, т.к. в этом сообществе может вестись пропаганда лже идеалов?

О.А.
Я считаю, что это необходимо.

И.
Существует ли в РЦП отдел, занимающийся проблемой "компьютерной зависимости"?

О.А.
Пока нет.



Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ