ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Клир и приходской актив

Расписание богослужений

Храм святой Екатерины

Петропавловский собор

Часовня святителя Спиридона Тримифунтского

Храм в ПНИ

Курсы катехизации

Паломничества

Библиотека












ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
И ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ



СТРОИТЕЛЬСТВО СОБОРА

На месте будущего каменного собора еще в 1703 г. была построена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям современников, она была «видом крестообразная и о трех шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором».

Но городу нужен был собор, и в 1712 г. он начал возводиться по проекту архитектора Доменико Трезини. В первую очередь необходимо было построить колокольню с высоким шпилем, который бы стал символом города. Со всех концов новой столицы, с Финского залива должен был быть виден золотой шпиль, торжественно вознесенный к небесам. Петр I особенно торопил с колокольней: «колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 1716 г. возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь». И уже в 1721 г. Петр смог подняться на колокольню и любоваться панорамой строящегося города, парусами многочисленных кораблей.

В 1724 г. работы над шпилем были закончены: к 1719 г. голландец Герман Фан Болес установил деревянные конструкции шпиля, а следующие пять лет были отданы на приготовление медных досок, их золочению и обивке ими шпиля. Камер-юнкер Ф. В. Бергхольц, побывавший в то время в Санкт-Петербурге, писал: «Крепостная церковь… при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан». После окончания работы над шпилем на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I.


СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕПОСТИ

16 (27) мая 1703 года – день рождения Санкт–Петербурга. День закладки на Заячьем острове Петропавловской крепости. Немногими днями раньше была взята шведская крепость Ниеншанц. Шведы были отброшены от Невы, но жерла орудий с их кораблей смотрели в устье реки, а штыки блестели в окрестных невских лесах. В таких условиях летом 1703 года из земли и дерева над голубой невской водой поднялась Петропавловская крепость.

На ее земляном бастионе – бастионе Головкина – показались солдаты в зеленых мундирах, а на деревянном бастионе засуетились вокруг пушек петровские артиллеристы. Весело засверкали под солнцем их медные налобники. Среди рабочих – солдат и крестьян из соседних деревень – в треуголках и шляпах с разноцветными плюмажами А.Д.Меншиков, Г.И.Головкин, Н.М.Зотов, Ю.Ю.Трубецкой и К.А.Нарышкин, наблюдающие за строительством крепости.

С 1706 года было начато каменное строительство крепостных стен. Для этого под основание стен было забито около 40000 свай. До 1780-х годов можно было видеть над Невой кирпичную кладку Петропавловской крепости. Доменико Трезини, руководивший этим строительством, останавливаясь у копров и водоливных машин с конной тягой, сам, наверное, изумлялся предпринятому делу: более 200 судов и 7000 погрузчиков в ведении коменданта крепости Брюса обеспечивали деятельность 20000 подкопщиков, производивших работы объемом 250 000 кубических метров.

В 70 - 80-е годы XVIII века стены Петропавловской крепости облицевали гранитом.

Высота стен достигает 10-12 м, ширина в разных местах от 10 до 20 м. Бастионы крепости состоят из двух стен: наружная (эскарповая) имеет толщину до 8 метров, а внутренняя (валганговая) - толщину 2 метра. Пространство между наружной и внутренней стенами бастионов засыпано для прочности песком, щебнем и землей. Внутри бастионов устроены казематы с амбразурами для орудий. Для хранения боеприпасов, оружия и для размещения гарнизона казематы расположены в куртинах – стенах между бастионами.

Место, выбранное для крепости оказалось удачным: Нева защищала ее своими волнами, а маленький остров, хоть и расширенный для предстоящего строительства, был совсем неподходящ для высадки десанта. Ни разу крепости не пришлось принимать участие в боевых действиях, хотя для своего времени это было одно из самых совершенных фортификационных сооружений: заложенная по плану Пета I, крепость представляет собой неправильный шестиугольник, на углах которого располагаются шесть бастионов, с которых по врагу мог вестись фронтальный и фланкирующий ружейно-артиллерийский огонь.


АНГЕЛ

После того как были окончены работы по строительству шпиля Петропавловского собора в 1720 г., архитектор Доменико Трезини предложил установить на его вершине ангела. Доменико Трезини изготовил и чертеж: ангел должен быть сделан в виде флюгера, двумя руками он будет держаться за ось в виде креста, в которой будут размещаться поворотные механизмы. По этому чертежу и была выполнена работа.

Но Петербург так и не стал парадизом, хотя и называл его так Петр I: в ночь с 29 на 30 апреля 1756 г. в шпиль собора ударила молния. В пламени огня рухнул шпиль на крышу собора, повредив ее и разбив портик при входе. В огне расплавились колокола соборных курантов. 31 апреля был издан Императорский указ о скорейшем восстановлении собора. Колокольню восстанавливали 20 лет. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера, возводила его бригада инженера Еремеева. Новый шпиль вырос со 112 до 117 метров. Фигура ангела была выполнена по первоначальному рисунку Доменико Трезини.

Этот второй ангел шпиля Петропавловского собора простоял недолго: он погиб во время урагана 1778 года: сильный ветер сломал фигуру, был поврежден также поворотный механизм.

Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, так что фигура уже не летела рядом с крестом, держась за него руками, а была прижата к нему. Ангел перестал выполнять функции флюгера, хотя он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого стихии надо было приложить уже гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо лишь для уменьшения ее парусности.

В 1830 г. сильная буря накренила ангела. Необходимо было возвести леса для ремонта – и дорого и сложно. Но нашелся смельчак: кровельщик Петр Телушкин, который с помощью веревок, закрепляемых вокруг шпиля, поднялся по ним к ангелу, у основания креста закрепил веревочную лестницу и каждый день в течение шести недель взбирался наверх, к облакам, для ремонта легкокрылого небожителя.

Петр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно и спился.

В 1834 г. шпиль собора накренился, так как его деревянный каркас начал подгнивать. Тогда в 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Шпиль был собран из металлических конструкций по проекту инженера Д. И. Журавского. Обшивка шпиля и куполов была выполнена медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим способом. Шпиль был увенчан медным, покрытым позолотой, ангелом с крестом, выполненным по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Журавский разработал надежный и простой поворотный механизм ангела с применением подшипников, не требующий специального обслуживания. Фигура ангела опять незначительно изменила свой облик, и именно в этом виде она украшает город по сей день.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела рубиновой звездой. На этот проект были уже заготовлены документы, но Великая Отечественная война не позволила приступить к работе. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

Позолота шпиля и ангела сильно пострадала в годы войны. Поэтому в 1956 г. для проведения работ по перезолачиванию шпиля и ангела были установлены вантовые леса без опор снизу, изготовленные по проекту инженера В. Л. Климова. В 1959 году облицовка ангела и верхние медные листы облицовки шпиля были демонтированы и перезолочены в мастерской, а затем обратно подняты на шпиль и закреплены.

За последующие 30 лет каркас фигуры ангела потерял около 70% несущей способности, поворотный механизм износился, а позолота частично была утрачена. Поэтому в 1991-1993 годах облицовку и каркас ангела вместе с крестом и верхние листы облицовки шпиля демонтировали. В 1993-1996 годах был изготовлен новый каркас ангела из нержавеющей стали, выполнен новый поворотный механизм. Работы были выполнены фирмой «БМП Компакт» под руководством высотников Р. В. Юринова, А. А. Белова. Работы по золочению выполнены ПСО «Реставратор» под руководством Г. А. Севериной. Архитектурный надзор осуществлялся архитектором И. Н. Бенуа. В ноябре 1996 года фигуру ангела установили на место. Но ненадолго.

В 2000 году начались новые реставрационные работы на вершине шпиля в рамках подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Ангел был снова снят со шпиля, капитально отреставрирован и в 2003 г. поднят обратно.


Для данной главы использован материал сайтов:
«Прогулки по Петербургу» (http://walkspb.ru/zd/petrop_sobor.html),
«Реставрация памятников архитектуры» (http:// www.akme.ru/ dek/ objekt02.htm).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.



Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ