ИНТЕРЬЕР АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ
Интерьер академической церкви Св. Екатерины получил завершенность в 30-е годы XIX в., когда Константин Тон придал ему величавую строгость, свойственную классицистической архитектуре. В первоначальном облике храма было больше пышности, благодаря иконостасу в виде ротонды на деревянных колоннах и расписной алтарной сени. Убранство алтаря тогда отдаленно напоминало иконостас Петропавловского собора. Темой сближавшей два иконостаса был библейский символ иерусалимского храма – образ купольной сени на восьми колоннах.
Константин Тон заменяет ротонду на алтарную преграду в форме римской триумфальной арки, убирает деревянные хоры, предлагает добавить ряд окон в верхнем ярусе. Храм делается более светлым. С исчезновением архитектурных образов намекавших на преемственность с эпохой Петра и Елизаветы, интерьер становится более спокойным, располагающим к созерцанию. При этом скульптурные элементы не покидают стены церкви: они концентрируются не только в алтаре, но равномерно распределяются в пространстве храма, облагораживая стены строгими сюжетными панно. Авторами рельефов были профессора Академии художеств. В их числе можно назвать С. И. Гальберга, А.А. Иванова, П.А. Ставассера и др.
Известно, что храмовые изображения являются не только украшением интерьера или собственно иконами, но теми символическими «путеводителями», которые превращают пространство церкви в пространство Св. Земли и Священной истории. Эта символическая топография была присуща и рельефам академической церкви. Замысел сюжетных композиций изменился в сравнении с первоначальным: в новой программе скульптурного убранства предусматривалось несколько тем, усложнивших общее впечатление от всех рельефов в целом. Раньше в рельефах западной и восточной частей храма особенно подчеркивались темы Страстей Господних и Воскресения в соответствии с символической топографией храма Гроба Господня в Иерусалиме. Биполярный по оси восток-запад, этот комплекс имеет две доминанты – главный алтарь на востоке и Гроб Господень на западе. В убранстве академической церкви это соотношение было сохранено, поскольку рельефы, напоминающие о Воскресении Спасителя и женах Мироносицах, располагались в притворе, а изображения Страстного цикла – в алтаре.
Новые рельефные изображения, исполненные в восточной и западной частях интерьера в XIX в., ведут нас не столько под сень Иерусалимского храма, сколько в пространство священной истории в целом. В новой декоративной программе возникает ряд ветхозаветных мотивов, которые противопоставляются событиям Нового Завета в соответствии с раннехристианской традицией. Поскольку формы академической церкви напоминают базилику, применение в ее интерьере приемов оформления, свойственных древнейшим памятникам, уместно.
Итак, в алтаре и притворе исполнены пары новых рельефов представляющие сопоставление событий Ветхого и Нового Заветов. Это «Христос перед Пилатом» и «Явление Аврааму трех Ангелов» (восток), и «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Строительство Ноева ковчега» (запад). Эти сюжетные пары обладают внутренним смысловым единством, которое не лежит на поверхности, но нуждается в раскрытии…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.