СОВРЕМЕННОЕ ЖИВОПИСНОЕ УБРАНСТВО ХРАМА СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
До разорения домового храма в Академии художеств в 1929-1932 годах, он был украшен большим числом живописных полотен, иконописных изображений, (илл. 1) авторами которых были известные художники – П.В.Басин (1793-1877), (илл. 2) В.К.Шебуев (1777-1855) (илл. 3; 4; 5), Ф.А.Бруни (1799-1875), Ф.П.Брюллов (1793-1869) (илл. 6; 7), А.Е.Егоров (1776-1851), А.Г.Варнек (1782-1843) (илл. 8; 9; 10; 11; 12; 13), А.И.Иванов (1775-1848), И.Н.Крамской (1837-1887) (илл. 14). От пышного богатства живописного убранства храма, к моменту возобновления его существования в 1991 году сохранились только две композиции – плафон на своде «Слава Всевышнего» В.К.Шебуева (илл. 15) и живописное изображение в конхе апсиды «Сошествие св. Духа на апостолов» П.В.Басина (илл. 16) . Другие произведения после закрытия храма были переданы в музейные собрания, где они и пребывают по сей день.
Иконы, украшающие сегодня Академический храм, в большинстве своем написаны современными иконописцами. Одними из первых были выполнены образы для вновь созданного в 1994-1995 годах иконостаса (илл. 17). Он спроектирован по эскизу настоятеля храма архитектором О.А.Ивлевой (1) и напоминает традиционную невысокую византийскую алтарную преграду, включающую четыре образа – Христа Пантократора, Тихвинской иконы Богоматери и святых, которым посвящен храм – вмц. Екатерины и прп. Иоанна Дамаскина (в честь этого святого был освящен Академический храм при закладке в 1765 году). Простая и лаконичная архитектура иконостаса гармонично увязывается с интерьером алтарной части храма. Его венчает широкий карниз, который вторит ступенчатому карнизу в основании конхи аспиды. Избранный белый цвет иконостаса удачно сочетается с белоснежным сводом храма, со скульптурным убранством интерьера, что усиливает его звучность и торжественность. Благодаря такому простому и цельному архитектурному решению, классицистический интерьер первой половины XIX века вполне органично включил в себя новый иконостас конца XX века, ориентированный на византийское наследие .
Иконы для иконостаса были выполнены в середине 90-х XX века иконописцем А.В.Стальновым. (2) Их живопись близка византийской манере второй половины XIV века. Образ Христа Пантократора (илл. 18) почти точно воспроизводит эрмитажный памятник палеологовского времени 1363 года, который поистине является шедевром и зримо отображает духовные поиски византийских исихастов середины XIV века. Особое решение личного письма, исполненное тонкой сетью пробелов, наглядно свидетельствует о спорах, связанных с темой Фаворского света и обожения человека (илл. 19).
Другие иконы из иконостаса выполнены в сходной манере и отличаются сдержанным колоритом. Фигуры святых имеют цельный силуэт, лекго читающийся в церковном интерьере. Тихвинская икона Богоматери (илл. 20; 21) отчасти напоминает знаменитый чудотворный образ, хранящийся ныне в Тихвинском монастыре. Особенно близко передана фигура Богомладенца, одежды которого сплошь покрыты золотым ассистом. Он восседает на руках Богоматери как величественный Царь царей, облаченный в золотые ризы. Вместе с тем, скрещеные ножки Спасителя напоминают о том, что Он есть Божественный Агнец, приносимый за грехи людей.
Образ святой Екатерины (илл. 22), как и другие иконы иконостаса, решен монументально. В византийском искусстве, чаще всего, ее изображают в богатых императорских одеждах, украшенных драгоценными камнями. На нашей иконе лишь серьги и пояс, обвивающий руку святой, как символы ее девства напоминают о традиционных пышных царских одеяниях св. Екатерины. Все украшения одежд святой сведены к минимуму, что создает цельность и монументальность образа. Этому впечатлению вторит односложный колорит иконы.
Образ прп. Иоанна Дамаскина (илл. 23) несколько отличается от других икон иконостаса. Его живопись более пластична и богата цветовыми сочетаниями. Суровый, сосредоточенный облик преподобного скорее напоминает настенные фресковые росписи византийских храмов.
На пилонах с северной и южной сторон иконостаса располагаются две фигуры из «Благовещения» (1995 г.) (илл. 24; 25). В древней традиции они размещались на предалтарных столпах. Иконы «Благовещения» Академического храма кажутся наиболее сильными по мастерству исполнения среди других работ А.В.Стальнова.
После написания икон для иконостаса, тем же мастером создается ряд алтрных изображений. Прежде всего, была выполнена монументальная икона «Христос во Славе» (1996 г.) (илл. 26), обрамленная двумя небольшими иконами-таблетками на шитых хоругвях с поясными фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи (1995 г.) (3) (илл. 27; 28; 29; 30). Это эсхатологический образ Христа-Судии, напоминающий о Его Втором Пришествии. Изображение Христа, восседающего на радуге, традиционно для росписей купола византийских храмов IX-XI веков, оно завершает и вместе с тем венчает иконографическую программу росписей. В апсиде храма эта композиция появляется в более раннее время время - с V века. В оформлении алтарного пространства Академической церкви – это также образ, венчающий всю композицию алтарных изображений. При создании древнерусского высокого иконостаса образ «Христа во Славе» трансформируется в центральное изображение деисусного ряда – знаменитый «Спас в силах». Таким образом, ансамбль икон в верхней части апсиды, исполненный А.В.Стальновым для храма св. Екатерины, как бы продолжает иконостас, завершая его еще одним смысловым рядом - деисусным. Боковые иконы предстоящих Богоматери и Иоанна Предтечи располагаются на больших хоругвях, сплошь украшенных ковром золотых растений, символизирующих райский сад. Их причудливый рисунок вторит скульптурному орнаментальному украшению свода храма, что делает современные произведения церковного искусства (иконы, хоругви) органичной частью интерьера Академической церкви, возобновившей свою жизнь. Деисусные иконы сопровождаются надписями из текста Священного Писания, которые помогают раскрыть богословское содержание образов и смысл всей композиции.
Позднее ансамбль алтарных икон был дополнен написанием величественнаго изображения Священной Литургии, то есть Причащения апостолов Христом, которому прислуживают ангелы («Евхаристия») (2001 г., иконописец А.В.Стальнов) (илл. 31). Как и центральную икону, ее сопровождают по бокам небольшие образы в круге с поясными фигурами предстоящих святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского (2004 г., иконописец Ж.В.Леметр) (4) (илл. 32; 33), а сверху - образ Богоматери «Знамение» (2004 г., иконописец А.Ю.Карагина) (5) (илл. 34).
Иконография «Причащение апостолов» появляется в росписях византийских храмов с середины XI века, она лишена повествовательного начала и является догматической. Обрамляющие ее фигуры святителей напоминают нам о древнем «Святительском чине» - композиции «Служба святых отцов». Таким образом, современные иконы, украшающие алтарное пространство Академичекой церкви, служат напоминанием о традиционных росписях апсиды византийских и древнерусских храмов. Они символизируют совершающуюся Небесную литургию, отображают невидимое предстояние апостолов, святителей, сослужащих во время совершения реальной Евхаристии.
Композиция «Сошествие Святаго Духа» в конхе апсиды, сохранившаяся от дореволюционного живописного убранства храма св. Екатерины, органично соотносится со всем комплексом вновь написанных алтарных образов и торжественно их завершает.
Одновременно с написанием икон для иконостаса учениками А.В.Стальнова И.Л.Гойдзем (6) и Д.А.Сочивко (7) в 1995-1997 годах были выполнены настенные образы шести петербургских святых, которые располагаются парами, в соответствии с определенной исторической эпохой. Св. блаж. Ксения Петербургская и св. благ. вел. кн. Александр Невский (илл. 35; 36) – более ранние святые Петербургской земли. Св. прав. Иоанн Кронштадтсткий и свт. Игнатий Брянчанинов (илл. 37) – образы святителей XIX века. Творения свт. Игнатия, вобравшие в себя весь святоотеческий опыт, неоценимы для нашего времени. Как и святитель Игнатий, св. прав. Иоанн Кронштатский, вел фактически монашеский образ жизни. Своей проповедью, сочинениями, ревностым служением святой Церкви способствовал духовному возрождению и просвещению Северной столицы. Завершает это «историческое шествие» парные фигуры новомученников – сщмч. Иоанна Кочурова и сщмч. Вениамина, митр. Петроградского (илл. 38). Они одни из первых приняли мученическую кончину в самом начале гонений безбожной власти на св. Церковь, тем самым подали пример мужественного исповедания православной веры для огромного числа их последователей.
В отличии от алтарных образов и иконостаса, живопись икон петербургских святых более сухая и графичная. Но они вновь решены как некий единый ансамбль. Прежде всего, их объединяет колористическое построение, основанное на контрастных сочетаниях ярких, открытых цветовых пятен киновари, изумрудно-зеленого и золотисто-желтых цветов. Единству настенных образов способствует и их иконографическое решение. К примеру, иконы «св. блаж. Ксении Петербургской» и «св. благ. вел. кн. Александра Невского» лишены характерного для их образов архитектурного фона, напоминающего об исторических реалиях, о месте их подвига или месте, где покоятся их мощи - представлено только молитвенное предстояние святых в Царствии Небесном. В целом, иконография, избранная иконописцем для создания образов петербургских святых, необычна. К моменту написания икон она только начинает складываться. Чаще всего, блаж. Ксению изображают в преклонных летах с посохом в руке, как некую странницу-старушку. На академической иконе святая изображена молодой, в начале своего подвига, с обнаженными по локоть руками, скрещенными на груди, символизирующими сугубое смирение. Использование для создания образа блаж. Ксении традиционной иконографии юродивого (к примеру, Алексея Человека Божия) способствует созданию более цельного ее облика. Икона св. прав. Иоанна Кронштадтского также необычна. Как правило, его лик близко передает сохранившиеся прижизненные портреты и фотографии Петербургского пастыря, где он изображен радостный и сияющий. На нашей иконе святой представлен скорее как преподобный с иссушенной плачем и постом плотью. Подобное решение напоминает о тайном молитвенном подвиге святого, о его бесконечной скорби за души заблудших и падших людей.
Икона сщмч. Вениамина Петроградского написана другим учеником А.В.Стальнова - Д.А.Сочивко - в 1996-1998 годах. Она заметно отличается от других настенных образов своим более сумрачным, глухим колоритом и более плотным письмом. Автор использует живописные принципы новгородской иконописной традиции XVI века. Кроме иконы новомученника, Д.А.Сочивко исполнил для храма св. Екатерины образ Богоматери «Знамение» (1995 г., икона временно находится в правом киоте перед солеей) (илл. 39). Он является близким повторением древнего новгородского образца.
Симметрично этой иконе, слева располагается мозаичный образ ап. Луки (2000-2002 г.г.), (илл. 40) выполненный в мастерских Института им. И.Е.Репина мастером-мозаичистом И.Л.Лебедевым. Эскизы к этой работе исполнил выпускник мастерской монументальной живописи факультета живописи института им. И.Е.Репина (1994 г.) Я.А.Штеренберг (8). Сегодня продолжаются работы по созданию мозаичного образа для правого киота - апп. Петра и Павла, который будет располагаться симметрично ап. Луке. Иконы, выполненные в технике мозаики, достаточно редки и для современных, и для древних храмов.
В притворе храма, в неглубоких нишах, где прежде в дореволюционное время размещались живописные полотна на религиозные сюжеты, их место заняли две симметричные настенные хоругви с небольшими иконами – «Распятие с предстоящими» (илл. 41) и «Сошествие во ад» (илл. 42) (работы выполнены в 2000 году прихожанкой Академического храма А.Ю.Карагиной). Перед нами два ключевых события Новозаветной истории. Левая икона повторяет знаменитый балканский памятник начала XIII века – фресковое изображение «Распятия» храма Успения Богоматери Студеницкого монастыря в Сербии. Пространные надписи на иконах, помимо смыслового содержания, вторят узорочью украшений хоругвей. Эта особенность сближает их с деисусными иконами алтарной апсиды. Иконы имеют характерное округлое завершение, благодаря чему вся их композиция подчинена дугообразному движению, завершающемуся в верхней части. На иконе «Сошествие во ад» мандорла вокруг Христа, горки, фигуры Адама и Евы – все устремлено к верхней точке – надписи, венчающей образ. Пропорции, рисунок фигур, напоминают московскую иконопись рубежа XV-XVI в.в. эпохи знаменитого Дионисия.
Кроме образов для настенных хоругвей А.Ю.Карагина написала аналойную Киккскую икону Богоматери (1997 г.). В день памяти этой иконы 25 ноября 1995 года Академический храм св. Екатерины после долгих лет запустения был заново освящен. Этот образ – одно из лучших произведений среди работ художницы. Особенно удалось личное письмо. Интересна иконография иконы, представляющая собой довольно редкий извод. Она заслуживает особого внимания. Название иконы связывают с Киккским монастырем на горе Тродос, где хранится чудотворный образ Богоматери со времен византийского императора Алексия Комнина. (Другое название иконы - «Милостивая»). Древнейшее из сохранившихся изображение с подобной иконографией – икона начала XII века, хранящаяся в Синайском монастыре св. Екатерины, - «Киккская Богоматерь с пророками». На иконе Богоматерь восседает на царском троне-престоле. В Ее руках – играющий Младенец Христос с обнаженными ручками и ножками. Левой рукой он захватывает особый плат Богоматери, расположенный поверх традиционного головного покрова – мафория. Его связывают с «покровом земной плоти», в который облекся Христос при воплощении. В правой руке, неестественно приподнятой Богомладенец, как бы вкладывает в десницу Богоматери свернутый свиток – символ Логоса и Второго лица Святой Троицы.
Киккская икона Богоматери относится к типу «Взыграние», который получил распространение с XI-XII в.в. в связи с развитием идей соотнесения детских забав и ласк Богомладенца и Богоматери, как прообраза грядущих страданий и снятия мертвого тела Христа со креста. Неслучайно Младенец изображается в короткой тунике, которая напоминает колобиум – одежду Христа в древних изображениях «Распятия». Этим указывается на тему Искупительной Жертвы в образе Богомладенца.
Древний Синайский образ Киккской Богоматери близко передан на другой иконе А.Ю.Карагиной, выполненной для часовни свт. Спиридона Тримифунтского, принадлежащей Академической церкви (1998 г.). На храмовой аналойной «Киккской» иконе представлена сокращенная редакция древнего образца – поясное изображение Богоматери.
Симметрично Киккской иконе помещен образ Спаса Вседержителя (1999 г.), написанный выпускником реставрационного отделения факультета живописи Института им. И.Е.Репина Д.Г.Мироненко. (9) Икона отличается особой тонкостью живописного решения. Художник предпочитает колерную систему работы. Он заранее выстраивает всю систему палитры, делая предварительные выкраски. Особенно тщательно исполнено личное письмо. Кроме иконы Христа Пантократора для Академического храма мастер написал образ «прп. Арсения Коневского» (2001 г., икона имеет частицу мощей святого).
Другие аналойные иконы были выполнены в более раннее время, сразу после открытия храма, в 1992-1994 годах. В 1992 году А.В.Стальновым был написан аналойный храмовый образ св. Екатерины - одна из первых икон, созданных для Академического храма. «Сошествие во ад», «Св.Троица», «Покров Богоматери» и иконы двунадесятых праздников были написаны в мастерской А.В.Стальнова – уже упоминавшимся И.Л.Гойдзем и Х.Г.Прохоровой (10). Они повторяют известные памятники московской школы 2-й половины XV века и отмечены особенной тщательностью исполнения. Несмотря на то, что эти работы представляют собой ранний, первоначальный период в творчестве иконописцев, их отличает большое художественное мастерство.
Кроме работ учеников А.В.Стальнова в Академческом храме имеются аналойные образы других мастеров-иконописцев – икона свв. апп. Петра и Павла со Спасом Нерукотворным (1994 г.) О.Мансурова, (11) икона свт. Спиридона Тримифунтского (1999 г.) М.Стеблин-Каменской и другие.
Помимо больших настенных хоругвей в храме св. Екатерины, имеются небольшие выносные хоругви с иконами-таблетками Богоматери «Знамение» (илл. 43) и «Спаса Нерукотворного» (илл. 44). Над их изготовлением работала группа мастеров, в основном прихожан храма – А.Снигур, А.Выговский, Т.Удалова, М.Теплова, Е.Колпакова, Ю.Карагин (1995 г.).
Кроме камерных аналойных икон храм св. Екатерины в настоящее время украшен и монументальными произведениями. На западной стене храма в верхней части помещена композиция «Этимасия» («Престол Уготованный») (илл. 45). Работа выполнена в 2005 году выпускницей мастерской церковно-исторической живописи Института им. И.Е.Репина – И.Б.Кузьминой (12) в классической манере. Как правило, западную стену православного храма украшали сценами, изображающими Страшный Суд. В некоторых случаях помещали композицию «Успение Богоматери». В Академической церкви представлено символическое изображение Того Престола, на который воссядет в день Страшного Суда Христос, пришедший на землю судить людей. Эта композиция продолжает эсхатологическую тему Деисуса, находящегося в ряду алтарных изображений. Вместе с тем, живопись «Этимасии» созвучна изображению XIX века «Сошествие Святаго Духа» в конхе апсиды. Не смотря на то, что перед нами произведение классической живописи, его колорит во многом близок византийским памятникам. Благородное сочетание традиционных для византийского искусства императорских цветов красного пурпура и глубокого синего, характерные драгоценные украшения на Престоле, на Евангелии и кресте соотносят это живописное произведение с византийской традицией. Благодаря удачному цветовому решению композиция на западной стене вновь органично включена во всю единую живописную систему убранства Академического храма.
Кроме этого изображения, западную стену в дальнейшем предполагают украсить настенными хоругвями с двумя небольшими круглыми иконами Богородичного цикла – «Введение во храм» и «Рождество Богоматери» (иконы уже написаны А.Ю.Карагиной в 2007 году).
Подводя итоги нашего очерка, мы видим, что живописное украшение храма св. Екатерины в Академии художеств началось с момента его открытия и возобновления приходской жизни. Работа по созданию икон, мозаик, хоругвей активно продолжается по настоящее время. Иконы исполнены большим числом современных мастеров, работающих в разнообразных художественных манерах и техниках. Они ориентируются на различные образцы византийского и древнерусского искусства. В числе иконописцев, участвовавших в украшении храмового интерьера, - и прихожане Академического храма, и выпускники Института им. И.Е.Репина, и иконописцы, обучавшиеся при Духовных Академии и Семинарии. Вместе с тем, их работы собраны в единый, глубоко продуманный художественный ансамбль. Большинство икон отмечены ориентацией на византийское искусство, что сближает их. Знаменательно, что памятники разных исторических эпох, находящиеся в Академическом храме, – и живописные произведения первой половины - середины XIX века, сохранившиеся от дореволюционного времени, и современные иконы конца XX – начала XXI века - органично сосуществуют в интерьере храма, удачно дополняя друг друга.
Примечания:
1. Ивлева Ольга Анатольевна – архитектор и иконописец. Родилась в Ленинграде в 1958 году. Окончила ЛИСИ в 1986 году. Училась в иконописном классе при Духовных Академии и Семинарии Петербурга у С.И.Голубева в 1992-1993 годах. Во время создания проекта иконостаса была прихожанкой храма в Академии художеств. В настоящее время выполняет иконописные заказы в мастерских Александро-Невской Лавры.
2. Стальнов Александр Васильевич – известный петербургский иконописец. Родился в Ленинграде в 1962 году. Первоначальным живописным навыкам обучался у своего отца, который, не имея специального художественного образования, писал копии с картин русских художников. А.В.Стальнов посещал рисовальные классы при институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Был вольнослушателем мастерской профессора Е.Е.Моисеенко. Постоянно занимался самообразованием. Внимательно изучал памятники древнерусского искусства. Систематизировал сотни изображений икон. Создал своеобразные пособия по иконописи, собрав их в фотоальбомы. С 1990 года учиился в иконописном классе при Духовных Академии и Семинарии Санкт – Петербурга. Помимо икон для храма св. Екатерины в Академии художеств А.В.Стальнов является автором иконостасов храмов сщмч. Вениамина, митр. Петроградского (колония в поселке Металлострой) и Всех Святых подворья Валаамского монастыря в Приозерске. Художник создает большое число памятников для зарубежных храмов – Италии, США, Германии, Финляндии, Японии, Кореи. Много лет он является преподавателем иконописного отделения Духовных Академии и Семинарии Санкт - Петербурга. Имеет большое число учеников.
3. Настенные хоругви были выполнены ризничным храма св. Екатерины А.А.Снигур. Она родилась в 1959 году. Получила спецальность архитектора в Минском архитектурно-строительном техникуме в 1979 году. С 1994 г. занимается церковным шитьем и вышивкой.
4. Леметр Жанна Владиславовна - иконописец, прихожанка храма св. Екатерины в Академии художеств. Родилась в 1976 году. В 1998 году закончила РГПУ им. А.И.Герцена. Первоначально училась иконописи у реставратора Русского музея С.И.Голубева в иконописном классе при Семинарии. В 2002 году закончила иконописное отделение Духовных Академии и Семинарии Петербурга (училась у А.В.Стальнова). Выполнила ряд заказов для Новодевичьего Воскресенского монастыря («Распятие»), для храма «Архангела Михаила» в поселке Волховстрой (икона св. Екатерины с житием), праздничный ряд для храма «Успение Богоматери» (Япония), праздничный ряд и большое число икон русских святых для Федоровского собора в Царском Селе. Для храма св. Екатерины в Академии художеств писала «Распятие» (неокончено), для часовни свт. Спиридона Тримифунтского – икону Богоматери «Всех Скорбящих Радость». В настоящее время работает в мастерских, находящихся в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры.
5. Карагина Анна Юрьевна – иконописец, прихожанка храма св. Екатерины в Академии художеств. Родилась в Ленинграде в 1968 году. Училась в Иконописной школе при Духовной Академии и Семинарии Петербурга с 1996 года у В.Т.Ждановой. Исполнила ряд икон для храмов Петербурга (Духовная Академия, Академия художеств), для пос. Саперный. В 2000 году с группой петербургских иконописцев работала в Финляндии (Покровский монастырь в пос. Ёрвос). Написала большое число праздничных икон и образов святых для храма Покрова Богоматери в пос. Шапки, иконостас для храма прпп. Зосимы и Саватия Соловецких Андреевского скита Александро-Невской Лавры, иконостас для сестричества св. прмц. вел. кн. Елисаветы (Лахта). С 2001 года преподает иконопись в институте Религиоведения и церковных искусств подворья Оптиной пустыни.
6. Гойдзь Иван Львович - петербургский иконописец. Родился в 1967 году. Окончил среднее специальное училище в Петербурге. Учился в художественной школе. Иконописи обучался у А.В.Стальнова. Занимается резьбой по дереву и мелкой пластикой. Исполнил ряд икон для храмов Петербурга и других городов России. С конца 90-х годов усилился интерес к искусству Италии (плащаница «Упокоение во гробе» (1999 г.), «Богоматерь» (2000 г.). Художник находится в постоянном поиске выразительных средств. Создал ряд икон новоканонизированных святых.
7. Сочивко Дионисий Аркадьевич родился в 1970 году. Учился в иконописном классе Духовной Академии и Семинарии Петербурга у А.В.Стальнова в 1991-1994 г.г. Консультировался у педагогов Института им. И.Е.Репина. С 1998 года заведует иконописным отделением Православного института Религиоведения и церковных искусств при Успенском подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. В своих работах автор ориентируется на памятники новгородской иконописи XV-XVI вв. Иконописец - участник и оргаизатор ряда иконописных выставок в Петербурге. Его иконы находятся в храме Успенского подворья Оптиной пустыни, подворье Валаамского монастыря и в частных собраниях.
8. Штеренберг Ярослав Александрович - художник-монументалист, реставратор, иконописец. Родился в 1965 году. Учился в мастерской монументальной живописи факультета живописи Института им. И.Е.Репина в 1988-1994 г.г. (руководитель А.А.Мыльников). Работает в стилистике академической живописи. При этом его произведения свидетельствуют о глубоких познаниях искусства Древней Руси и Византии. С 1996 года руководит реставрацией росписей храма Успения Богоматери подворья Оптиной пустыни в Петербурге. Учавствовал в воссоздании росписей Храма Христа Спасителя (Москва 1999-2000). Написал ряд икон для храмов Петербурга, а также создал большое число эскизов для мозаичных образов.
9. Мироненко Дмитрий Геннадьевич. Родился в 1971 году. Окончил Свердловское художественное училище по специальности дизайнер интерьера (1990 г.), отделение реставрации факультета живописи и ассистентуру–стажировку Института им. И.Е.Репина (1998 г.). Знание специфики организации интерьеров и иконописное мастерство позволяет ему создавать проекты украшения храмов росписями и иконами (храм свтт. Иннокентия и Софрония Иркутских, 2001-2002 г.г.). Автор новых иконографий ряда образов святых (св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. прмч. вел. кн. Елизаветы). Принимал участие в иконописных выставках Петербурга (1999, 2000, 2001). Написал ряд икон для зарубежных храмов Германии, Норвегии, Финляндии, Швеции. Ведущий педагог мастерской реставрации и иконописи годах создаются иконостасы Александро-Невской Лавры. Силами мастерской, которую возглавляет Д.Г.Мироненко, в 2003-2005 для храмового комплекса пос. Саперное (храмы Коневской иконы Богоматери и прп.Сергия Радонежского), для домового храма прп. Серафима Вырицкого (в келье преподобного) Александро-Невской Лавры (2005 г.), для храма Зосимы и Саватия Соловецких скита Андрея Первозванного (2006 г.), для храма Архангела Михаила пос. Громово (Лен. область) (2007-2009 г.г.), для Покровского храма пос. Кутузовское, для корабельного храма свт. Николая на крейсере «Аврора» (2008 г.), для храма Александра Невского г. Бизет (Тунис) (2006-2008 г.г.).
10. Прохорова Христина Гелиановна. Родилсь в 1972 году. Окончила среднюю художественную школу в 1991 году. Училась в иконописном классе Духовной Академии и Семинарии Петербурга у А.В.Стальнова (1991-1993 г.г.). Написала иконы для храмов Валаамского и Коневского подворий, для храма «Успения» Богоматери «Блокадный», для храмов Эстонии и Финляндии (Покровский монастырь, 1999-2000 г.г.). Работы художницы хранятся в частных собраниях Италии и Ирландии. Участвует в иконописных выставках Петербурга с 1994 года.
11. Мансуров Олег Николаевич – петербургский иконописец. Родился в 1965 году. Окончил Свердловское художественное училище (1984 г.), реставрационное отделение Института им. И.Е.Репина (1993 г.). Исполнил ряд портретов церковных иерархов, в том числе патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своих работах ориентируется на религиозную живопись рубежа XIX-XX веков. Художника интересует опыт В.М.Васнецова, М.В.Нестерова и др. Его иконы украсили многие храмы Петербурга и области (храм Казанской иконы Богоматери Новодевичьего монастыря, Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская), некоторые находятся частных собраниях в Германии, США и других странах. Один из первых исполнил образ свт. Илариона Троицкого (1998 г.) для Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, предложил возможный вариант иконографии этого святого. Участвовал в иконописных выставках Петербрга (1999 и др.).
12. Кузьмина Ирина Борисовна родилась в 1963 году в г. Владимире. В 1980-1985 годах училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище на отделении «Художественная керамика». В 1998 году окончила Санкт-Петербургский Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (церковно-историческая мастерская факультета живописи, руководитель А.К.Крылов). Во время учебы исполнила надвратную фресковую икону «Смоленской» Богоматери для Смоленского кладбища г. С-Петербурга (1996 г.). В 1999 году создает эскиз для запрестольной витражной иконы «Воскресение Христово» для храма Иоанна Богослова Ипатьевского монастыря г. Костромы (1999 г.). В 2000 году работала над иконостасом нижнего храма Петра и Павла на Басманной улице г. Москвы. В 1999-2002 годах выполнила ряд монументальных работ для храмов г. Владимира – фресковые иконы «Спас Милосердый» и «Владимирская» икона Богоматери для Золотых ворот (1999 г.), мозаичные иконы для алтарной преграды храма Покрова Богоматери на Нерли (2001 г.), фресковые росписи храма Архангела Михаила (2001 г.) и церкви Рождества Христова монастыря Рождества Богоматери (2002 г.), а также деисусные иконы для иконостаса Спасо-Преображенского храма г. Владимира (2000 г.). С 2004 года преподает в Вечерних рисовальных классах при Институте им. Репина. В 2005-2006 годах исполнила ряд заказов для Покровского храма г. Костамукши в Карелии - иконы святых и Богоматери. В 2007 году создает витражный запрестольный образ Покрова Богоматери для нижнего храма Рождества Христова пос. Боголюбова Владимирской области. В 2008 году росписала храм Рождества Богоматери села Писцово Ивановской области. Кроме монументальных работ в течении 1999-2008 г.г. исполнила большое число икон для храмов, монастырей и частных собраний в России и Германии.
Ю. В. Фролова